i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Крым. 2 - 18 августа 2017. 8

«Рисуют на картоне», - подметил подсобность материала, на который наносились краски. Основа грубая, бедная. Даже не холст и бумага. Рядом рынок, оторвали от тары картонки, уселись, механически «набивают руку». Бедные ребята. Темно-коричневая шершавая основа не поможет хорошо отобразить натуру. Картон хорош для бедного Севера. Видно, на нем попросил Чехов написать друга Левитана для кабинета в Ялтинском доме. Картинку за полчаса пейзажист (как учили Саврасов, Поленов) на продолговатом куске картона (был ли в их времена картон?) нарисовал требуемый мрачный денек, темную траву, стога. Антон Павлович разместил пейзаж так, чтобы тот всегда был перед глазами. Противоречие буйного южного солнца и северного сумрака делало печаль творческим инструментом. Парни вряд ли чувствуют подобное. Пьют вино из дешевых пакетов - вот и все «творческое» возбуждение. Стимулировать на юге пейзажиста лучше всего шелком, как основой, на которую наносится изображение. Он нежный, словно прикосновение ночного ветерка, ласковое поглаживание волны. Студент, разместившийся поближе ко мне, откинул голову, внимательно всматривается в нарисованное. Удовлетворен, воспроизводит странные звуки: «шурум-бурум», «брыля-мырля», чмокает, как после вкусненького. Другой, лохматенький, усмехается, восклицает: «Вот какие мы революционеры!» Тот, что ближе ко мне, перестает мяукать, удивленно спрашивает: «А при чем здесь…» - «А при том, - это уже лохматенький. - Пейзаж «широк», «прогрессивен». Он и в живописи, и в графике. Как и ты - один день гуляешь с рыжей и тощей. Глядь - а у тебя толстенькая брюнетка. Рыжую советую изображать акварелью, толстенькая достойна масла. Знаешь же: пейзаж - самое молодое направление в нашем деле. Скульптурные портреты появились в третьем тысячелетии до рождества Христова. Живописный портрет - две тысячи лет. Первые пейзажи - в шестом веке после рождества Христова, на Востоке, в Китае. В Европе пейзажисты производят как картинки для продажи лишь с шестнадцатого века. А мы, наследники передвижников - Шишкин, Саврасов. Левитана больно ударил импрессионизм. Много теней. Снег то синий, то даже фиолетовый. Ты же рисовал рыжую, а она у тебя, как с солнцем на голове». Умолкли. Уставились сосредоточенно в картоночки, орудуют кисточками, как иголки втыкают. Удары по поверхности колкие, меткие.
Идет под пальмой женщина в сари. Толста, и золотые рыбки на голубой ткани превращаются, на грудях, заднице, в бледно-желтые. Ко мне: «Вы кто? Что делаете?» Отвечаю: «Прохожий. Посижу в тенечке, пойду дальше. Хотел посмотреть живое рисование. Художников не всякий день увидишь». Рыбоносица: «Ребята и не художники. Учиться и учиться. А вы идите, нечего на чужой территории». Встаю. Моцарта в голове заменил «Peep Purple». В мозг бьет песня «Higway Star». Трясу голыми ногами: отсидел. «Рыбной» тетушке сообщаю: «Территория русской культуры чужой быть не может. Здесь русский дух, тут Русью пахнет. Пацаны пейзажи пишут. С этюдником сюда возвращался мастер эпатажного пейзажа Архип Куинджи». Тетка не слушает, бурчит: «Иди, иди».
Оказавшись на улице, отмечаю про себя: перед отъездом домой зайду на базу. Студенты начинают рисовать пейзажи, портреты и - бросают. Казалось бы - мусор. Покопавшись, много хорошего можно найти. Остается только взять набросок в хорошую раму, и недоделка зазвучит, заиграет. Сегодняшние пейзажисты забросят свои этюды, а я, словно старьевщик, подберу.
Кончилась тень, заиграло блестками неблизкое море. Длинная стена некрасива. Несколько лет назад была украшена изображениями Воронцовского дворца, Ай-Петри, горы Кошки. Конкретная, под Рокуэла Кента, роспись облупилась. Краска на сером бетоне свернулась в трубочку. Напротив - торговля овощами, фруктами. Красный крымский лук в вязанках. Все дорого. В голову долбит жестокий ритм. Рисование природы - революционно. Но рисовали ее тогда, когда не было отдельно человека, отдельно - окружающего мира. Набирались храбрости. Революционер Чернышевский идеями вдохновил Шишкина Ивана Ивановича. Любой пейзажик - заявка на величие человека. Картинка утверждает человеческую мощь. Но на полотне с сюжетными пастухами и пьяными крестьянами - высокомерный взгляд извне.
Tags: Крым
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments