Верещагин двигался иными, южными, путями. А там - средневековые ханства, эмираты, султанаты. Бухара, Хива, Коканд. Мы говорили (особенно малообразованные газетчики той поры) - варвары. Цивилизуем кровавых деспотов. В Бухаре и Самарканде подзуживаемые британским подлым офицерьем так не считали. Верещагин, до последней косточки военный, дальновидный человек, чувствовал: будет война. Она, клыкастая, скрывалась в глубине противостояния славян с жаром пустынь. На Руси воды - пресной, чистой - вдоволь. В деревне Ходжадженд вода дороже золота. Так - по всей Средней Азии. И Василий Васильевич, словно военный картограф, наносит на листы альбомов не равнины и горы, а лица, образы проживающих в тех краях людей. Словно части оружия, заносит на холсты местные красоты - прекрасные четкие климатические описания мест, где вероятны кровавые столкновения. Написал писарчук: варвары, но вот они вживую - картина «Богатый киргизский охотник с соколом». Зарисовка под названием «Улица среднеазиатского города». У «варваров» есть свое представление о святости («У гробницы святого»). Сахарно белые, прекрасные, но и грозные вершины гор («Киргизские кочевники»). Мечеть в городе Туркестане. Духовенство в среднеазиатских государствах держало под контролем образование, идеологическую работу в гуще темных людских масс. Ислам - жесткий, авторитарный, бескомпромиссный - преобладал безраздельно. Верещагин понимал: это не Париж, где, в Академии, он отучился три года. «Казах в национальном головном уборе», «Казах в меховой шапке», «Узбеки», «Люли-цыган» (хотя в те времена в Бухаре и Самарканде уже обосновались евреи. Но у Верещагина, на выставке, отсутствуют их образы). А вот «Узбек-старшина (аксакал)». Хитер, насторожен. «Портрет мужчины в белой чалме» (лицо столь же прекрасное, сколь и не наше). «Узбекская женщина». Впечатляющая картина «Бухарский солдат (сарбаз)». Вот так «дикарь». В лице - ничего дикого: отвага, достоинство. Кинжал у пояса. Длинный лук, мощные стрелы. «Нищие в Самарканде». «Калмыцкий лама». Уютная, большая «Внутренность юрты богатого киргиза». Искусство Верещагина реальное, боевое. Улицы среднеазиатских городов, вооружение воинов можно использовать в качестве учебных пособий для русского солдата, овладевающего раскаленными пустынями. Бухарский воин хорош, но лишен огнестрельного оружия (лишь позже «коллеги-британцы» начали завозить его в Эмираты и султанаты). Пожалуйста - «Кокандский солдат» и «Афганец» (особенно грозен афганец). Люди, увешанные саблями, кинжалами. Винтовки - и не наши, тульские, а западноевропейские. Лица злые, беспощадные. Сложный мир врезается, как русский штык-молодец. На наших - фуражки с белыми простынями, укрывающими шеи, а во времена песчаных бурь - рот и нос. Белые просторные рубахи с ремнями, патронниками, фляжками. Красные брюки-шаровары, кирзовые сапоги. Василий Васильевич, не раздумывая, встал под знамена родной армии. Участвовал в схватках, был ранен. Все зарисовки легли в основу бессмертных произведений живописца, отразивших туркестанскую операцию. Как не узнать во всаднике на бухарской площади Регистан богатого киргизского охотника с соколом! Страшные картины - «У крепостной стены», «Пусть войдут!», «У крепостной стены. Вошли!», «Парламентеры», «Высматривают», «Нападение врасплох», «Окружили», «Преследуют», «Представляют трофеи», «Торжествуют» - сродни, по своей выразительности, лязгу передергиваемого ружейного затвора.
Питер. 2 - 7 мая 2017. 98
Верещагин двигался иными, южными, путями. А там - средневековые ханства, эмираты, султанаты. Бухара, Хива, Коканд. Мы говорили (особенно малообразованные газетчики той поры) - варвары. Цивилизуем кровавых деспотов. В Бухаре и Самарканде подзуживаемые британским подлым офицерьем так не считали. Верещагин, до последней косточки военный, дальновидный человек, чувствовал: будет война. Она, клыкастая, скрывалась в глубине противостояния славян с жаром пустынь. На Руси воды - пресной, чистой - вдоволь. В деревне Ходжадженд вода дороже золота. Так - по всей Средней Азии. И Василий Васильевич, словно военный картограф, наносит на листы альбомов не равнины и горы, а лица, образы проживающих в тех краях людей. Словно части оружия, заносит на холсты местные красоты - прекрасные четкие климатические описания мест, где вероятны кровавые столкновения. Написал писарчук: варвары, но вот они вживую - картина «Богатый киргизский охотник с соколом». Зарисовка под названием «Улица среднеазиатского города». У «варваров» есть свое представление о святости («У гробницы святого»). Сахарно белые, прекрасные, но и грозные вершины гор («Киргизские кочевники»). Мечеть в городе Туркестане. Духовенство в среднеазиатских государствах держало под контролем образование, идеологическую работу в гуще темных людских масс. Ислам - жесткий, авторитарный, бескомпромиссный - преобладал безраздельно. Верещагин понимал: это не Париж, где, в Академии, он отучился три года. «Казах в национальном головном уборе», «Казах в меховой шапке», «Узбеки», «Люли-цыган» (хотя в те времена в Бухаре и Самарканде уже обосновались евреи. Но у Верещагина, на выставке, отсутствуют их образы). А вот «Узбек-старшина (аксакал)». Хитер, насторожен. «Портрет мужчины в белой чалме» (лицо столь же прекрасное, сколь и не наше). «Узбекская женщина». Впечатляющая картина «Бухарский солдат (сарбаз)». Вот так «дикарь». В лице - ничего дикого: отвага, достоинство. Кинжал у пояса. Длинный лук, мощные стрелы. «Нищие в Самарканде». «Калмыцкий лама». Уютная, большая «Внутренность юрты богатого киргиза». Искусство Верещагина реальное, боевое. Улицы среднеазиатских городов, вооружение воинов можно использовать в качестве учебных пособий для русского солдата, овладевающего раскаленными пустынями. Бухарский воин хорош, но лишен огнестрельного оружия (лишь позже «коллеги-британцы» начали завозить его в Эмираты и султанаты). Пожалуйста - «Кокандский солдат» и «Афганец» (особенно грозен афганец). Люди, увешанные саблями, кинжалами. Винтовки - и не наши, тульские, а западноевропейские. Лица злые, беспощадные. Сложный мир врезается, как русский штык-молодец. На наших - фуражки с белыми простынями, укрывающими шеи, а во времена песчаных бурь - рот и нос. Белые просторные рубахи с ремнями, патронниками, фляжками. Красные брюки-шаровары, кирзовые сапоги. Василий Васильевич, не раздумывая, встал под знамена родной армии. Участвовал в схватках, был ранен. Все зарисовки легли в основу бессмертных произведений живописца, отразивших туркестанскую операцию. Как не узнать во всаднике на бухарской площади Регистан богатого киргизского охотника с соколом! Страшные картины - «У крепостной стены», «Пусть войдут!», «У крепостной стены. Вошли!», «Парламентеры», «Высматривают», «Нападение врасплох», «Окружили», «Преследуют», «Представляют трофеи», «Торжествуют» - сродни, по своей выразительности, лязгу передергиваемого ружейного затвора.
-
Между прочим
7 мая 2024 года, Ленинград. Эрмитаж. Зимний дворец, Гербовый зал.
-
Между прочим
7 мая 2024 года, Ленинград. Эрмитаж. Александр Евстафьевич Коцебу, «Победа при Полтаве».
-
Между прочим
7 мая 2024 года, Ленинград. Эрмитаж. Плита с надписью Саргона II, царя Ассирии.
- Post a new comment
- 0 comments
- Post a new comment
- 0 comments