i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Питер. 2 - 7 мая 2017. 91

Получить корявой палкой по морде и тащиться в Русский музей! Примиряет с намерением неизбежное знакомство с Верещагиным-баталистом, русским реалистом войн и потрясений.
Двенадцать выпускников Академии, взбунтовавшись против лакированного классицизма и прохладного канона, покинули стены учебного заведения. Прямо Рембрандты - тот искал свет не с неба, а из грязных закоулков Амстердама и человеческих душ. Прозывались передвижниками, исповедовали реализм.
Реалистические поиски Васей Верещагиным быстро и легко переходили к натуралистическим изображениям. Гора трупов, поля мертвых, горы черепов. И - уже к веку двадцатому - пограничное, экзистенциальное (не слабее Сартровской «Тошноты» и уродцев Фрэнсиса Бэкона) состояние человека в ужасном промежутке между жизнью и смертью (картина «Смертельно раненый»). Бежит, издыхая, пехотинец, зажал руками рану в левом боку. Винтовка брошена. Солнце Средней Азии, ужас во взгляде. Куда бежит? Зачем? А смерть - вот она, невидима, но физически ощущаема.
Художники, отвергшие классицизм, вскрыли «ящик Пандоры». Что русского у реалистов-славян? Закончен спор европейских снобов: что лучше - красота правды или красота образа? Или - иначе: образность красоты сильнее или слабее той же правды? Верещагин - за правду. Она ужасна. Мне, покарябанному, это хорошо чувствуется. Как у Вуди Аллена: то ли плакать, то ли смеяться. Что, приехав, расскажу жене о красном следе от удара. Бабка ударила тросточкой? Да она рассмеется мне в лицо.
Иду вдоль Фонтанки. Спуск к воде. На гранитной ступеньке брошены две банки из-под пива и, в середине, целлофановая, наполовину пустая, бутылочка «Кока-колы». Остро пахнет мочой. Намереваюсь склониться к воде, ополоснуть ноющий рубец. Собираю хлам, выхожу на тротуар, сбрасываю его в урну. В ней беру полуторалитровую пустую бутылочку, спускаюсь по ступеням к зассанной площадочке. Наливаю воду в бутылку, потом снова, снова. Ополаскиваю гранит, чтобы заглушить запах испражнений. Сверху несколько людей смотрят за уборкой. Полностью вонь не устранить, но она ослабла. Обращаюсь к зевакам. Прошу выбросить сосуд в мусорку. Находится гражданин, взявший бутылку за горлышко и выбросивший ее. Приседаю на корточки, вижу, как бежит вода. Хорошо видны камни, песок, длинная железка. Черпаю ладонями воду, умываю лицо, стараясь попасть на болячку. Вода с Ладоги ледяная, холоднее, чем в Финском заливе. В этот «лед» полез бы, предварительно хорошо подумав. Боль утихла. Добираюсь к памятнику Пушкину. Становится тепло.
В декабре, когда авиарейсы на Неаполь, Рим, Париж идут полупустые, есть, где разгуляться нищему студенту. Денег наскрести удается, и очереди в Эрмитаж и Русский наполовину состоят из европейцев. Скрашивая жестокую случайность жизни, решаю посетить экспозицию «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария» в корпусе Бенуа. Хорош музей русского искусства. Да только помещения гардероба малы. В последнее время женщины, работающие гардеробщицами, как-то откровенно недружелюбны - к посетителям, друг к другу. Хочешь сдать одежду, есть свободные номера, но слышишь: «Пройдите в соседний отдел. Там одежды почти нет». Говорить, что и здесь есть куда повесить куртку. - бесполезно. Черный лак прилавка отражает такое ужасное недовольство и отвращение к тебе, убогому, что никакой Верещагинский умирающий солдат не составит конкуренции агрессивной пожилой работнице.
Tags: Питер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments