Вот висит картина преподавателя-кавказца. Горы. Дед в кучерявой папахе идет за плугом, который тянет грустный мерин. За дедушкой - чернявый мальчик в тюбетейке. Идея - крестьянин - бедняк, созидательный труд, дружба народов. Так вижу идею картины я, по-советски. Мне все равно, казах, татарин, русский. Таких, как я, остается все меньше. Если дед в папахе по-прежнему из области мирного труда и дружбы людей разных национальностей, тогда это - пропаганда «совка». Но у Балабанова в фильме «Война» русский солдат пинками «оприходует» мутного южанина. Тот представляется мирным «чабаном». На самом деле хитрый субъект, откинутый в дофеодальную эпоху, печется о родственных отношениях. Движет им, как и тысячелетия назад, жажда кровной мести. С позиции войн, как оценивать деда-землепашца, черноглазого внучонка и примитивное земледелие? Страстно хотелось бы, как раньше, по-советски. Дикости в населении оказалось больше разумности. Оно предало, отправившись вслед за сладкими речами демагогов, свою скромную, добрую, хорошую жизнь. Уход в классику, в натуральное изображение наиболее приемлемого для него иного времени. Плохо, что классикой русское искусство напиталось на Западе (не у чукчей же!), а значит, выживая, расчесываем прежние раны. Пусть будет хотя бы так. Над пропастью болтаемся.
М. повел в Академический музей макетов выдающихся архитектурных памятников. Поднимались по лестнице на этаж, где раньше были жилые помещения для мальчиков, которых готовили как будущих слушателей Академии.
Comments
В самом крайнем случае - отлов и усыпление через месяц при невостребованности.
Нечего слушать своры истеричного бабья, которому…