Наевшись, настроил «Lumix». Подхожу к цедящим пиво. Прошу М. встать рядом с декоративно-искусственным растением, рассказать о прошедшем дне. Брат сообщает: устал, китайцы замучили. Они не только лес и плодородную почву вывозят. Учатся балетному танцу, пению, игре на скрипке и фортепиано, рисованию: «Китай, - сообщает М., - вывозит «остатки плодородного слоя» русской культуры и цивилизационных навыков. Стараются проникнуть в духовное «ядро» государства. Понимают: без этого не внедришься, не захватишь территории. Они не тупорылые америкашки. Надо уметь все делать с нашей «особинкой» - и созидать, и воровать, и водку пить. Бригады «квалифицированных специалистов» гуртом вывозятся на заработки в Поднебесную. Ощущаю на себе. Мои картины хотят купить. Не продаю. Зовут на шабашку в желтолицию провинцию - не еду». Размышляю о Дао и нитях, из которых соткано полотно жизни. Китайцы живут неспешно, вдумчиво. Скупают на корню нестойких в культурных навыках дикарей.
Гумбольдт исследовал процесс постижения внешнего мира с использованием языка. Речь - бритва мысли. В России шли дальше (Харьковская школа) - постигали в языковых формах внутренний мир. Без этого не существовало бы лучшей в истории человечества русской поэзии. Китайцам - тысячелетним мудрецам, муравьям-трудягам этого не дано. Эту тайну они и стремятся постичь.