i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Заметки на ходу (часть 431)

И М., и мне нравилось столкновение безобразного в домах и голубого неба над головами. Чувствовали, что увиденное – одно и то же.
В тот майский день на противоположной улице устроилась какая-то парочка. У них была бутылочка. Люди интеллигентные, с коньяком. Нам, подвыпившим, радостно. Кричали с одной крыши на другую: «Привет… К нам не зовем… Все равно… Здрасьте». Крики добрые. Грохотало ржавое железо.
Внизу, маленькие, брели люди. Перед взором – море крыш. Там – Смольный собор. А там – Петропавловка. Рядом башня с часами Московского вокзала.
Глотнув коньяка, М. ругала французов. Посмотрели они на Питер. Поняли – лучше города в Европе нет. Париж – куча средневекового хлама. Русским ничего не сказали. Хотя бывали тут и Вольтер, и Бетанкур. Впрочем, Бетанкур из Испании.
Долго присматривались. В 70-е годы девятнадцатого века Осман средневековую шелуху вычистил, проложил проспекты и бульвары наподобие питерских. Спасибо русским не сказали. Идею своровали – и молчок. Османа циничный Лекок хвалил, много он церквей порушил. Мы этому у них научились. Церкви рушить. Мы поблагодарили. Ленин сказал – французских просветителей издавать. Нам мозги прочистили от средневекового хлама.
А русские французам мозги прочистили, и те после Питера у себя порядок навели – это ни-ни. Порядочно? Вот и весь Запад такой. Чистые китайцы – те тоже потихоньку лямзят.
При таком подходе страны надолго не хватит. Скоро кончится. Всего не будет хватать – ни мозгов – уедут, ни нефти – вывезут. С Шахновичем согласна.
Про мозги М. размышляла оригинально. «Ты, Моляков, - все про небо и про то, что последний подвал с ним сходство имеет. Теории философские. По-твоему, нет различий между теориями и идеологиями. Только глупцы гибнут за идею. Приятно: ограниченный человек отдает жизнь за ограниченную идею. Две ограниченности сливаются. А если миллионы ограниченных?
За идеи не гибнут. Умные их создают: бывает по нескольку в течение жизни. Гениальный человек утомляется плодить идеологии. Ему хочется раствориться в пучине теории или идеологии. «Сдавшийся» интеллектуал способен погибнуть за идею.
Делят историю на периоды. Рабовладение, феодализм. Вот этот город – Питер, как построен? И кем? Сильный человек, Петр, сконцентрировал ресурсы. Европейцы лезли на огонь энергии. Им нужны были ресурсы. Петр их дал. Свои появились. Музыканты, художники, инженеры. Между ними была конкуренция. Грызлись насмерть. Что это было – недокапитализм, псевдокапитализм?
Народ наш жив волевым решением. Лежит, спит. Появляется демиург – Петр, Ленин, Сталин. Страшно народ трогать. Они сами плоть народа – знают, что он такое. Набрались духу – и дали крепкого пинка. Люди зашевелились, заурчали. Герасимов об этом «Россию молодую» снял. Бондарчук «Красные колокола».
Засыпает сейчас народ, дряхлеет, рушится. Снимают фильмы о временах, когда задница людская горела от кованого сапога. Поздно. Валом валят на рязановские поделки. Женщины балдеют от усатого Никиты Михалкова – «мохнатый шмель на душистый хмель».
Мы, Моляков, сидим на ржавой крыше. Ржавеет Питер. Опускается в болота. Чтобы его поддерживать, не только деньги нужны – нужна энергия, какая была у Петра. Феодализм, капитализм. Петру нужен был рабочий класс – он создавал его из крепостных. Торговая прослойка, купечество – пожалуйста. Бил он торговых тузов тростью, таскал за бороды. Попробуй, какого-нибудь Д'Артаньяна полупцуй! Для телесного наказания дворянина нужен вердикт суда. Хорошо? Условности человеческие, бессмысленные. Об этом у Кафки - тормоза условностей. Кандалы права. У нас – за крепостничество. Но у нас –донские казаки и запорожская сечь. Рабство или вольница? Если трус – сиди под помещиком. Коли смельчак – айда на Дон! Такое найдешь во Франции или Испании? Хотя в Европе своя «Запорожская сечь». Не нравится Европа – айда в Штаты, в Техас. Свобода не для всех. Свобода – штука беспощадная. Индейцы вырезаны. Миллионы негров сгноили в рабстве. Но белые свободны. Выиграл Север гражданскую войну. А смысл? Смысл в том, что американские северяне, Авраам Линкольн начали превращать в негров остальной мир. У свободных людей не дубинка, а доллар и авианосец».
М. редко бывала многословна. Нравилась молчаливой, улыбающейся сквозь очки. Еще у нее торчали ушки. Были они маленькие и чуть оттопыренные. Прическу выбирала, чтобы эти ушки скрыть.
Tags: Заметки на ходу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments