Поскольку Гитлер обожал еврея Кальмана, то предложил ему принять титул «Почетного арийца». Звание гарантировало не немцам возможность остаться в Германии и не погибнуть.
Оперетты Легара и Кальмана (лидеры неовенской оперы) отличались изощренной красотой мелодий. Красочность. Проникновенность. Наркотическое веселящее действие. Кокаин? Шампанское? Уж ни в коем случае нельзя сравнивать оперетты Кальмана с каким-нибудь крепким напитком или разрушительным веществом. Лучшие производители попсы (Штраус, Кальман) «на поток» ставили отборную продукцию. Дадут «форму» - по ней следуют остальные. Кальман - Коппштейн - трудяга. Оперетта - не вальс. А все же «сваял» двадцать произведений. Были и другие - оперетты «клепали» десятками. Всё по частным площадкам. Вполне вероятно, что Гитлер видел «Баядеру» в небольшом помещении «Карл-театра» в 1921 году, когда состоялась премьера.
«Люди частности» собирают «осколки». Творят. Так появляется эклектика в архитектуре, костюме, музыке. Я, со своими противоречивыми записками, являюсь мусорщиком - осколки, обрывки, фрагменты воспоминаний. Нет времени на основательность - вот и гребу в кучу.
Фурман и Кальман! Дичь! Отчего против антрепризы и за государственный театр? Пусть худруки сидят там до глубокой старости или до смерти (Табаков, Джигарханян, Калягин). Театр Джигарханяна! По западным меркам - дикость (если иметь в виду материальную базу). У нас - нормально. Театр Райкина!
Питерский Театр оперетты поражает роскошью. Хочу смотреть спектакли в этой благоухающей красоте. Это оттого, что государство у нас богатейшее (не о людях речь). Можем себе позволить. А я уже старый (вечер в роскошных театральных интерьерах - все, что могу позволить себе). Пусть в Фурмановских «сараюшках» вертится молодежь. Старцы же пусть млеют в золоченых саркофагах.
Публика на «Баядере» великовозрастная, женская. Мужиков немного. Доверяющий мне во всем, В. - один молодой. Расселись в желтоватых мягких креслах. Даже лучшие оперетты - эклектичны. В «Баядере» - жгучие нежные мотивы-имитации. Поражает подражанием Древнему Востоку. Переработал хорошо известные мелодии Парижа (Орден Почетного Легиона получил не за то, что бежал от Гитлера во Францию, а за эти «мотивчики»). А американские танцы - фокстрот, тустеп, шимми - выдает без интерпретаций. Танцуют артисты прекрасно. Пышные костюмы. Занимательные либретто (Браммер и Грюнвальд). Словно легкий ветерок, несло мелодии оперетт над ужасами конфликтов, войн. Германия, Австрия, Швейцария, Франция, США. Кальман до родной Венгрии не добрался. В пятидесятые годы прошлого века останки выдающегося музыканта перевезли из Парижа на городское кладбище в Вене.
По ходу представления было много забавного. Оказывается, «по сценарию», впервые исполнять музыку, написанную неизвестным автором, Одетта (главная героиня) должна жить в Санкт-Петербурге. Но, перенесли в Индию. Молодой принц Раджами любит посещать опиумные притоны (действие первое). Он - экстрасенс и композитор. Влюбляется в Одетту, но вмешивается злой рок. По законам своего народа принц может жениться только на девушке своего народа. В общем - алмазы, пух, перья. На фразе Раджами: «Актриса должна больше верить и точнее мыслить» - задремал. Разбудил В.. Он внимательно следил за сюжетом.