i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Питер. 2 - 7 мая 2017. 33

Анонимные алкоголики создали субкультуру с журналами, площадками для общения, пророками, идеологиями, последователями. В основе - страх смерти. Чувствует выпивоха: скоро кранты - и в антиалкогольную секту. Жить хочет. Большинство остается на уровне бессмысленной суеты: пустые знакомства, разговоры, поддержание структур в работоспособном состоянии, конференции, юбилеи, фестивали. Меньшая, спасшаяся часть, задает вопрос: «Что дальше? Зачем бросать пить, торчать? Чтобы увидеть жизнь в безобразной неприглядности?» И уж совсем немногие находят более-менее приемлемые ответы. Мощное противостояние: субкультура убежденно пьющих, торчащих, преждевременно дохнущих. Целые страны, веками, охвачены этим поветрием. И тоже - пророки, поклонники, бунтари и экономическая подоплека. Борцы с алкоголем, почитатели зеленого змия, кокаина, героина и так далее грешат одним: из многообразия жизни вырывают одно, простейшее, звено (алкоголики - удовольствие, «зашитые» - удовольствие от осознания победы над искушением). Этот элемент стараются «раздуть» до масштабов малопонятного бытия. Хорошо получается у людей недалеких. Программа «двенадцать шагов» (особенно модная в России сегодня) заменяет жизнь со всеми ее сложностями. Немногие «излечившиеся» замену находят в попытке комплексного восприятия мира.
То же в музыке: простейший ритм вальса - из звукового сумбура логичен. Сдача позиций происходит незаметно. Мелодизм - легкое вино (или курение анаши). Пользительно, но требует большого количества усилий. Песенки и вальсы. Комплексность восприятия заменяется массовостью производства сильнодействующих понятных слов и ритмов. Иллюзия власти над природой. Ритмичность вальса выворачивает из мелодической гармонии (как выворачивают скелеты из мяса) грубое наслаждение. Это - словно крепленое вино. А где же крепкие спиртные напитки? Оперетта - вот оно, музыкальное пойло.
Музыкальный «фабрикант» Штраус-младший в 1885 году, основываясь на принципах «комической оперы», «впал в грех», сочинив оперетту «Цыганский барон» («Я цыганский барон, я в цыганку влюблен»). И Моцарт, и Бетховен также подготавливали базу для возникновения этого «достижения цивилизации». Оперу, с XIX века, невозможно представить без ее «незаконнорожденного дитя», оперетты.
В деле «обуздания» звуков проблемы. Неизбежны суррогаты. Навязчиво, «высоко-колоритные», от приятности, звуковые фразочки (сахар - белая смерть, оперетта - смерть оперы) дополнены значительными речевыми вставками. Как в немом кинематографе, много почерпнувшем от оперетты (бегут звуки - сопровождаются словами, бегут кадры - снизу словесные пояснения). Либреттисты напишут диалоги, а «музыкальная ткань» скукожится, словно шагреневая кожа. Написать оперетку все же легче, чем «Лоэнгрин» Вагнера. Потоки подобных сочинений быстро достигли «промышленного» уровня. Имре Кальман (настоящее имя Эммарих Конштейн) - вершина айсберга. А из самых известных - Лекок, Планкет, Салливен, Зуппе, Оффенбах, Легар. Про Штрауса сказали. Публика с не самыми взыскательными вкусами валит в расплодившиеся (и, конечно же, в Вене) театрики музыкальных «игрушечников», мастеров работать с пикантной «честностью». Промышленное производство требует и производить многомиллионные толпы людей «честности» - конвейер, бухгалтерский отчет, печатная машинка, желтая пресса. Лучшие авторы оперетты не скатывались к желтизне, но налет легкомысленности присутствовал. Музыкальная «развлекуха» Вены, Парижа, Италии прикрывала страшное - близилась первая всемирная бойня. Оперетта Штрауса (1885 год) и заметные события, произошедшие одновременно: родился композитор Берг; умер король Испании Альфонс XII; Ги де Мопассан написал роман «Милый друг»; Золя завершал эпопею «Жерминаль»; Луи Пастер сделал первую прививку от бешенства; Винсент Ван Гог - «Едоки картофеля»; Роден изваял «Мыслителя»; Толстой написал эссе «В чем моя вера», а Маркс завершил второй том «Капитала». А вот события 1905 года, когда Легар произвел на свет оперетту «Веселая вдова». «Кровавое воскресенье» 9 января, а в Дублине появилась партия «Шин фейн». Рильке написал «Часослов». Герман Гессе - эссе «Под колесами». Альберт Эйнштейн опубликовал положения теории относительности. Пикассо создал «Арлекинов», и Гауди начал легендарную стройку собора Саграда Фамилия, в Барселоне. Во Франции скончался Альбер Сорель.
Tags: Питер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments