Эрмитаж. Рыцарский зал. Всегда толпа посетителей. Мощные кони в броне, всадники в металлической чешуе. Кастеты, стилеты, кинжалы, щиты, копья, палаши. Мушкеты - тяжелы, но ведь революция в оружейном деле: «кровь» через дерево и металл, при помощи «смазки» функциональной красоты, соединяется с пламенем. Рассуждения о мирной силе искусства лукавы. Берешь в руки палаш, целишься в прицел - а в кого? И по чьей башке (пусть и виртуально) ты бы «рубанул»? Соблазн - возможность легко убить, а самому остаться безнаказанным, ведь у тебя был револьвер, а у врага его не оказалось. Ползет сладкая пена живописи, музыки, литературы с одной целью: чтобы люди друг друга не перебили. Но, тут же: красиво изображенный персонаж не соблазняет ли на убийство?
Маленьким, попав в Рыцарский зал с бабулей, онемел от ужаса. Показалось, что закованная в железо лошадь пойдет на меня, а всадник вонзит в грудь копье. Плакал. Успокаивали. Утерев слезы, напросился снова к страшному дяде на железной лошадке. И оттянули от грозных всадников с большим трудом. Печать на сердце глубочайшая до сих пор.
Над аркой Генерального штаба - квадрига скульптора Козловского. Боевая колесница. Бог войны в доспехах и с венком. На площадь выезжает прекрасно, для своего времени, экипированный воин. Убивать будет удобно, а догнать его колесницу будет невозможно. Напротив - ангел на столпе. В честь удачного массового убийства, в котором Родина (в этом понятии звон мечей) одержала верх, дошла до Парижа. И красивенький обладатель крылышек - приложение к крови, металлу, огню, жертве.
В музее есть галерея героев 1812 года (художник Доу). Пока реставрируют зал, где будут выставлены портреты вояк, прославившихся победами, на сегодняшний день, неполиткорректными - подавление Польши, Венгрии, Пруссии, Турции и прочей мелочи. Само здание Генерального штаба, если разглядывать его со стороны Певческого моста, врезается в Мойку, словно угловатый броненосец. Весь холодный торжественный облик дворцового комплекса, площади, Генштаба дышит смертью, победой, жертвой.
Стоим возле танка, а закат красный, словно кровь. Бедная Европа! Твои умельцы выстроили это великолепие для государства-монстра. Твои мудрецы клянчили денег, зарабатывали на пропитание в холодном краю. Империя милостиво подобрала лучшие библиотеки, а умники, написавшие тома, крутились возле ног наших властителей. Так что приземистые, длинноствольные Т-80 на Миллионной - к месту. Несовпадение по цвету - исправимо. В. говорит: «Смотри, пап, пулеметы на башнях управляются электроникой. Стрелку не надо лезть под пули. Когда я служил, таких штучек еще не было. На бэтээрах - тоже. И пушки появились».
Мимо атлантов, подпирающих эрмитажный балкон, крякая усилителем, проезжает бело-голубой полицейский «Мерседес». Возле самоходных гаубиц стоят патрули военной автоинспекции с красными повязками на рукавах. Небо постепенно закрывают тучи. Форма солдат, в темную крапинку, похожа на натовскую.