i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Сундучок зеваки. 22. Исихаст

Враги Родины злобствуют: Россия – страна подросток. Комплекс Запада. Там – настоящая политика. Оттого, что всерьез решали вопрос о земле. Актуальна проблема «священной частной собственности».

Вопрос – кого прикрывала Россия от кочевников триста лет, пока во Франции и Англии игрались в парламенты, частную собственность и ссудный процент? Мы оттого близки Испании, что были на переломе. Держали навалившуюся кочевую степь. Морозом и жаром овевала нас она. Испанцы прикрывали Европу от нахлынувших с Ближнего Востока почитателей Аллаха.

В наших селениях обязательно был колокол и колокольня. Увидел врага – бей в колокол. Любили на Руси артиллерию. Любили больше, чем на Западе. Пушки появились одновременно – что у нас, что у них. Но, у нас-то Андрей Чохов отлил самую большую пушку в мире. Стоит в Кремле. До сих пор поражает зевак размерами. Ну, и Царь-колокол. Зачем отливали, неизвестно. Колокол столь огромен, что колокольня Ивана Великого эту громадину не смогла бы удержать. Вечная русская дилемма – зачем? Зачем блоху подковали – ведь она после этого прыгать не смогла. Но все блоху помнят. Восхищаются грандиозной бесцельностью Царь-пушки и Царь-колокола. Истинная грандиозность всегда бесцельна. Грандиозна та страна, что берет на себя великую тяжесть бесцельности. Без грандиозности человек не может. Может, грандиозность бесцельна, но, утратив возможность поклоняться грандиозному, человек превращается в животное. Разве Бог не грандиозен? Но кто тогда укажет на Божье целеполагание? Что ни русское селение – так и пушка, и колокол. Звукам волю не давали. Свободное буйство звуков – неизбежный разврат. Взамен -  «знаменное пение» - мелодия не только выливается из слов, она будто бы калька с них. Странная получалась музыка – будто отпечатывался в этом заунывье рельеф слов. К словам мелодию цепляли крюками – были они черные, были красные. Слова – все Божье писание. Высокие истины не произносили – их вырывали рычащими звуками-крюками из глубин духовных.

Службы велись по памяти. Монахи получали наставление. Сердцевиной становящейся Московской Руси стал монастырь. Монастырь был – и была Русь. В монастырях – свой устав. Единообразия монастырского не существовало. Велась борьба – кто возьмет верх – Нил Сорский или Иосиф Волоцкий. Стяжать или не стяжать. Скоморохи на чем только не бренчали, в какие только бубны не колотили. В монастырях – никаких музыкальных инструментов. Суровый, мужской, «знаменный» распев. Оттуда ценность сочных русских басов. «Образование» означает «подражание образу», а не усвоение абстрактных конструкций. Связь зрительного и слухового образа. Русская икона – абстрактная звуковая зарисовка. Очищена от всего, что непосредственно не обращено к духу. Борьба с «жидовствующими». А ведь могли, собаки, сочинить и религию разума. Один Федор Курицын чего стоил. Остановили. Не дали. Достоевский ужаснулся «Снятию с креста» Гольбейна. Эта картина – чистый секуляризм. Безбожие в страшной библейской картине.

При семинаристе Сталине (как при православном Иване Грозном) икона была образцовым инструментом массового внушения идей. Священный плат Девы Марии духовно укрывал и защищал русскую землю. Репин «Бурлаки на Волге». Символ протеста и непокорного трудового народа. Как христианские воины средневековья, что клялись перед иконами, революционеры (и это реальный факт) произносили клятвы перед «Бурлаками». Ну, и конечно, Суриков – «Утро стрелецкой казни». Враги говорят – не было в России политики. Европейская грызня, что зовется политикой там, несерьезна с русской точки зрения. Было другое. Более великое. Икона – лишь отлитая в образе, а не в идее. Не абстрактный анализ философских проблем богословия, но живое изображение великолепия веры. Икона напоминала человеку о причастности ко всем земным делам. Истина иконописного образа воспринималась и теми, кто не умел ни читать, ни писать. Иконостас – проповедник огненной революции. Вагнеру это нравилось (называл Бакунина «кочегаром революции»). Человек не должен размышлять над тем, что незыблемо, но со смирением должен он блюсти и совершенствовать то, что уже достигнуто. Исихазм. Я – исихаст. И пусть вьется кренделями недруг, что шепчет про политику. Тут дела поважнее.

Tags: Сундучок зеваки
Subscribe

  • Сундучок зеваки. 124. Кода

    Может, скоро придут, чтобы грохнуть придурка… Что тогда доведется в ночи ворковать? Перед тем, как начнет острым ножиком чурка Мою шею и…

  • Сундучок зеваки. 123. Нежданный дуэт

    Бывает, играю немного На струнах усталой души, Вот струнка бежит, как дорога, В лесной, заповедной глуши. Мой внутренний дом не гитара, Но…

  • Сундучок зеваки. 122. Дорога номер «ноль»

    Скатаю клок переживаний В скрипучий жгут глухой тоски. Ни стонов громких, ни рыданий, Чтоб только ярость, как тиски Зажала сердце, и томленье Росой…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment