Входим в залы с французской живописью. Отчего-то они не убраны роскошной лепниной, паркетом, мебелью. Темноватые стены, а на них работы Делакруа и «Дуэль после маскарада» Жерома. Его же дьявольски соблазнительный «Бассейн в гареме» был заказан Александром Третьим. Сладостная рафинад-картина выставлялась в Салоне в середине семидесятых.
В России отдают предпочтение импрессионистам, восставшим против салонного искусства. Бывшим банковским чиновникам и почтальонам, поддерживающим революционное направление, не хватало мастерства художников, выставлявшихся в Салоне. Император (будущий) Александр Третий разместил полотно Жерома в кабинете, в Аничковом дворце. Демократизм Ватто как бы струится с его полотен. Но есть во мне нехороший червячок. Слабенький я сладкоежка. Мне бы Семирадского да букеты Анри Фантена-Латура лицезреть беспрерывно (хотя Латур был близок к команде экспрессионистов). Но хрустальную рюмку с тюльпанами, яблоком и лимоном (из собрания Кребса) мастер изобразил отменно.
Принял участие в формировании эрмитажных коллекций последний русский самодержец. Чтобы загладить перед великим князем вину за кровавый инцидент, произошедший в японском городе Оцу, император Японии Мейдзи одарил наследника престола уникальными произведениями искусства. Все они хранятся в музее. Будучи уже императором, Николай Второй приобрел эротичную «Марию Магдалину в гроте». Лефевр, салонный мастер, изобразил не Магдалину, а шикарную чаровницу. Парижская пресса, отмечая итоги Салона 1876 года, метко уловила: не раскаяние здесь, а откровенный соблазн. Прямо из Салона вызывающее полотно приобрел Дюма-сын. Когда в 1895 году в Петербурге проходила Французская художественная выставка, русский царь купил картину.
Зря думают, что Александр Третий (мужчина здоровый) был груб, пил, а интересовался лишь военными вопросами. Если бы был дурак, не имел бы такой замечательной жены. Душа гиганта тянулась к изящным искусствам. Два музея создал (один - Русский). Александр Боголюбов, главный «морской» художник России, давал Александру Александровичу ценные советы относительно художников. Он же учил его жену, датскую принцессу Дагмару, рисованию. Благодаря Боголюбову царь приобрел для страны богатейшую парижскую коллекцию Базилевского, отставного русского дипломата. Третий Александр в Зимнем дворце не жил (предпочитал Аничков дворец на Фонтанке, рядом с конями Клодта). В Зимний дворец отправлял прикладное, восточное (рог из слоновой кости «Олифант»). Себя же тешил французской салонной живописью. Кабинетные художники (понятно отчего) сегодня вновь в моде, и картины царя Александра «Бассейн в гареме», «Дуэль» Жерома постепенно превращаются в «жемчужины» музейного собрания.