i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Питер. 2 - 7 мая 2017. 20

Мюнхенская Пинакотека задумана для демонстрации новейшей живописи. Плоско и немудрено. В Новом Эрмитаже - «большие просветы» с итальянцами и испанцами: Сурбаран, единственная картина Гойи, Каналетто, Тинторетто, Тьеполо, Мурильо. Николай Первый пожелал сделать крыши залов из стекла для естественного освещения полотен. Лео фон Кленце заказ выполнил, и с В. мы видим сквозь чистое стекло потолка ярко-голубое небо, растворяющее тяжелый свет проклюнувшегося сквозь облака майского солнца. Немец (денег-то на строительство дали немерено) заложил в план следующее. Сногсшибательная парадная лестница: греческий стиль, шоколадного цвета колонны в дорической манере (русские мастера достигли совершенства в создании стюка - искусственного мрамора). Каменный пол с геометрическим узором из черных и белых шашечек. Желтые стены, распахивающие перед посетителями «ущелье», по дну которого бежит, словно белый поток, лестница на второй этаж. Именно эта лестница, а не барочная, Иорданская, считалась главной при входе в Эрмитаж. Скульптор Теребенев создал грандиозные фигуры мраморных атлантов, поддерживающих Эрмитажный балкон. С этих прекрасных изваяний начинается вход в Эрмитажные покои. Сегодня его двери открывают редко, а посетители попадают в музей со двора Зимнего дворца.
После «больших просветов» - зал крупногабаритных полотен голландских портретов (зал Ван Эйка, где предполагалось сначала разместить картины русских живописцев, расположен с другой стороны лестницы). Затем Шатровый зал (Малые голландцы). Малый итальянский просвет. Лоджии Рафаэля. Рыцарский зал. Наряду с залом Ван Эйка, с другой стороны лестницы, - зал Снейдерса, противоположный - зал Рубенса, двенадцатиколонный зал с запоминающимся интерьером. Лестницу Нового Эрмитажа называли не только Теребеневской. Была она и Халтуринской (при Советской власти), в честь Степана Халтурина. Миллионная улица, идущая вдоль здания музея, называлась именем знаменитого террориста.
На первом этаже залы античной скульптуры. Самое ценное изваяние - «Афродита Книдская». Копию скульптуры Праксителя раскопали в Риме в 1718 году, и царь Петр пожелал ее приобрести. Деньги были уплачены, но Папа Римский отказался давать разрешение на вывоз. Понтифику русские пообещали мощи Святой Бригитты, которые хранились у шведов. В итоге глава католической церкви подарил каменную голую женщину русскому императору. Петр приказал сделать в Летнем саду укрытие для Афродиты, и зеваки могли увидеть обнаженную красавицу. Но не с близкого расстояния, поскольку изваяние оберегал вооруженный патруль. Потрясение: голую бабу охраняют бравые гвардейцы. Бритье бород, камзолы, табак и кофе были менее революционны. В XYIII и в XIX веке обнаженные изваяния уже не вызывали протестов. Хотя старообрядцы и называли Петра антихристом, а то и дьяволом во плоти. Кленце, на втором этаже, придумал длинный неширокий зал, расписанный в античной технике энкаустики. Здесь великие творения Кановы и Торвальдсена. Потолок разделен плафонами. В центре их - сцены из античной жизни. Паркет наборный, украшенный геометрическими фигурами. Только теперь это круги. Зал бело-зеленый, и освещение, бьющее в плафоны, сочетается с обнаженными нежно белыми изваяниями скульпторов. Многочисленные бюсты.
В. приближается к шедевру. Антонио Канова. Франция. 1790. Амур и Психея. Писал об этом восхитительном творении. Идеальное лицо крылатого бога любви несколько оценивающее. Он, обладая огромным опытом в подотчетной области, разглядывает лицо на все готовой женщины. Кажется, легкокрылый в раздумье. А может, оценивает: как поточнее впиться в губы млеющей жертвы. Мягкость идеально обработанного мрамора нереальна. Известен вес мрамора. Творение тяжелое. Но громоздкости не чувствуется. Амур, хорошенько исследовав лицо Психеи, может взмахнуть крыльями и улететь. Закрываю глаза, вижу, как уверенный в неотразимости соблазнитель планирует в нешироком зале и скрывается за дверью. Чего голому-то не летать! Эрмитаж наполнен теплым сухим воздухом. Молодец Кленце: правильно понял предпочтение царя Николая Первого. Прямое развитие, а не застой, как в Мюнхене: Египет - Византия - Россия.
Tags: Питер
Subscribe

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 104

    Распрощались с матерью. У В. - рюкзак. В него сложили еду, бутылки с квасом. Себе оставил рюкзак пустой, легкий. В. никогда не возмущается подобным.…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 103

    Снились люди. Крым, Сочи - неясно. Просто пальмы, стрекочут цикады. Жарко. Вечереет. Окружили меня. Небольшую толпу возглавляет крикливая тетка в…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 102

    У станции «Петроградская» легкое столпотворение. Хотя половина одиннадцатого вечера. Впечатление: вываливаются из Супермаркета, расположенного на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments