i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Питер. 2 - 7 мая 2017. 19

Мебель хороша. В Зале Снейдерса диваны и стулья обтянуты красным бархатом, стройные ножки и спинки из позолоченной липы. Стиль ампир. В музее обостряются ощущения не бытовые, иного свойства.
На улице устал от ходьбы, плюхнулся на лавку, отдохнул. В Эрмитаже ног не чувствуешь. Периферическая нервная система важна, а здесь, среди агрессивной роскоши, значимость ее сходит на ноль. Искусство гонит вопреки исчерпанности физического ресурса, подгоняет ударами кнута. Стимуляция болью. Зевака, не имея сил, тащит камень, пока не потеряет сознание. Но хлесткое воздействие прекрасных образов, не слабее кнута. И тоже до потери сознания.
В шестьдесят девятом году, в Севастополе, безумно понравилось: море, солнце, каштаны, военные корабли. Мама говорила: «Давай сядем, отдохнем!» Но сила непрекращающегося восторга гнала вперед, и на Графской пристани я грохнулся на дощатый причал, пробыв в беспамятстве около минуты. Родители испугались.
В старших классах школы, за ночным чтением, безмерно утомившись, отключался на несколько мгновений, а затем медленно возвращался в реальность. Если бы повелительный хлыст красоты оставлял на теле рубцы, был бы без кожи, в красных буграх шрамов.
Готовить взрыв дворца тяжелее, чем взрыв человека. Может, двери подновлял столяр-краснодеревщик Степан Халтурин. Или ремонтировал вот эти стройные ножки стульев. Он, проходя по залам, видел «Возвращение блудного сына», «Скорчившегося мальчика», «Союз земли и воды». Хлыст красоты, действующий не через боль, а через удовольствие, так же страшит некоторых, как извозчичий хлыст. Вот Степан и рванул. Стекла в Зимнем вылетели. Перекосился «Блудный сын», рухнул «Авраам с сыном». Когда подгоняющие удары музейной плетки становятся ощутимее, глаза стекленеют, ног не чувствуешь, словно они отвалились, и уже не дышишь воздухом, ионизированным великими произведениями, а глотаешь его, кушаешь, как желе - дрожащее и дряблое. В каких-то залах стулья и диваны отгорожены от зрителей толстыми веревками: садиться нельзя. А вот в Галерее двенадцатого года, в Гербовом зале, бело-красные низенькие диванчики - сиди, отдыхай. Как разноцветные птички на проводе, сидят на мягких скамеечках посетители. В величественных залах с внушительными работами испанцев и итальянцев - столы, с синими столешницами из уральских самоцветов, каменные канделябры, глубокие диваны. Под полотнами Тьеполо рассаживаются изнемогающие посетители, не способные поднять цифровые фотокамеры для съемки. А нам с В. все нипочем - ног-то будто и нет, так их «отходили». Ходят по Эрмитажу толпы любопытных. «Ходит» и сам музей.
Средства были, и Екатерина Вторая могла бы скупить в Ватикане лоджии Рафаэля. Строительная техника той поры не позволила этого сделать. Католические попы против. По указанию царицы роспись лоджий была скопирована бригадой Христофора Унтербергера, который учился у выдающегося немца Менгса. Копии картонов исполняли темперой. Потом изображения переносили на холсты и расписывали маслом. Кваренги обмерил в Риме, в Ватикане натуральные лоджии, и в России, под боком у Зимнего дворца, началось строительство собственных лоджий. Расчеты оказались не совсем верны, и окна пришлось расширять. Копии росписей Рафаэля выполнили за четыре года, перевезли в Санкт-Петербург и «положили» на стены готового помещения. Напротив окон разместили высокие зеркала, поразительных, для XYIII века, размеров. Папские символы заменили на отечественные (в своде главного компартимента изобразили российского двуглавого орла с вензелями императрицы). Когда строили музей, всю роспись и лепнину сняли, помещение разобрали и переместили в сторону на десять метров. Но от нас с В. Галерея не «убежала». Прошли туда и обратно по роскошному желто-коричневому паркету с геометрическими рисунками.
Tags: Питер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments