i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Питер. 2 - 7 мая 2017. 13

Взбежали с В. по Советской лестнице. Пробежали, не останавливаясь, «Зал Рембрандта». Вот и Малый Эрмитаж. Маленькие деревца и кустарники второго этажа, превращенного в сад, покрыты зелеными росточками. Знаменитый сад под открытым небом. Клумбы вперили в синее небо черные мозоли взрыхленной земли. Скоро появятся ростки тюльпанов. Со всех сторон, от холодных ветров, обширное пространство с клумбами и кустами ограждено стенами с полукруглыми окнами. Их прогревает скупое светило, почки лезут на волю стремительно. Кажется, растительность окутана изумрудным туманом. Зимой дорожки расчищены, сугробы с клумб убираются. Как удаляют ледяные заносы - загадка, но сад хорош, аккуратен и зимой, мраморные фонтаны и скульптуры накрыты белыми кожухами. В январе, в сумерках, площадка напоминает дорогое кладбище. В могилах захоронены фантастические существа, изливающие из преисподней мрачную торжественность. Посетителей Эрмитажа в удивительное по красоте место не пускают ни зимой, ни летом.
Не можем миновать Павильонный зал. Как раз здесь раньше размещался Екатерининский Эрмитаж. Хотя он перестраивался, скажу одно: подобных помещений в мире раз-два - и обчелся. Восточные мотивы пронизывают убранство сверхъестественной изощренности. Служители музея, ежедневно погружаясь в светлую «воду» прелести Павильона, начинали чувствовать себя богами. Белые, стремительно убегающие к хорам колонны коринфского стиля. Опоры стройны, не толсты. Хоры кажутся воздушными и «пускают» к позолоченному потолку совсем уж изнеженно стремительные колонны, соединенные блестящими золотом перилами. На первом этаже углубление в виде ротонды, полукупол которой поддерживают колонны мавританского стиля из темного редкостного камня. Мастер Омар, создавая в Бахчисарае знаменитый фонтан, вдохновивший Пушкина на создание поэмы, не ведал, что точные копии Фонтана слез воссоздадут в Павильонном зале. Есть в нем паркетный пол, выложенный в виде геометрических фигур. Есть и серый камень, а в центре - знаменитая восьмиугольная римская мозаика с головой Медузы Горгоны. Есть изображения морских чудищ: тело человека, рыбий зеленый хвост, а верхняя часть - конь. Мозаика огорожена медными перилами.
Торжественные двери-ворота ведут в висячий сад, и В., встав к ним, задумчиво смотрит на зеленую дымку распускающейся листвы. Говорит: «В кино - блокбастеры: наводнения, ураганы, пожары. Гибнут люди в селях, каменных обвалах, пещерах. Человек устает от ужаса. Неужели и раньше боялись? Вот искусственный кусочек природы закинули на крышу. Приятно. Можем обуздать, справиться. Чудеса с прирученной травой, деревьями - результат страха. Релакс, одним словом. Подкупает. Смотрю - кажется: человек властвует над природой. А блокбастеры убеждают: люди - ничтожные букашки?»
На хорах полукруглые балкончики. К одному из них, вделанная в стену, убегает ввысь узкая мраморная лесенка. Не можем миновать стеклянный шкаф, в котором разместились часы «Павлин» мастера Кокса. Китайцы были падки до английских механических игрушек. Им их и поставляли. Вот важный павлин, собирающий и распускающий хвост. Составленное из позолоченных дисков, хвостовое оперение намекало на восход солнца. Павлин помещается на дубовом пеньке, от которого отходят толстые ветви, усыпанные металлическими желтыми листьями. Хвостатая птица (что странно) восседает не на магнолии, а на подушке из листьев дерева средней полосы. Белочки, какие-то кроты или мышки суетятся на земляном холмике. Сделано из тонких листов меди и позолочено. Сами часы скромно (можно и не заметить) разместились в шляпке грибка. Грибок тут же, на искусственном пригорке. Всю эту механику приобрел Григорий Потемкин, фаворит Екатерины Второй. Часы не ходили. Но русский механик Кулибин разобрался с устройством Джеймса Кокса. Часы пошли. Кулибин же прославил имя свое на века.
Tags: Питер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments