Розанов говорил: «Прежде чем выразить мнение, рассмотри явление с тысячи сторон». Можно и дальше: «Пока рассматриваем стороны, они меняются, вступая в контакт с рассматривающим». Так, жидким «киселем», из гражданина истекает будущее. Под старость взаимопроникновение сторон одного и того же стихает.
Игра под названием жизнь. Все яснее: чего-то всегда не хватает. Как сказала стареющая актриса в фильме «Сентябрь» Вуди Аллена: «Чего-то не хватает в моем лице. Нет, не красоты - будущего». Мне приятны все еще «мерцания» недолговечных интересов и предпочтений.
Вот первая женщина-министр в правительстве эсеров-большевиков - Коллонтай. Всемирное торжество феминизма. В Америке такого не было! Мне же удобнее смотреть на это с точки зрения босоногого крестьянина с хмурым взглядом. Парни играют. Понимаю: все больше чего-то не хватает. Рождается обида. Времени осталось мало. Пролетаю по дистанции мгновенно. Скорость дожития увеличивается. Все быстрее нарастает «ничто».
Рядом со мной девица в высоких коричневых сапожках. Стало модным стопочку книг таскать, прижимая к груди. Мол, умная, вся в учебе, спешу в общагу: скорее заниматься. Держит три толстые книги. Название выставлено наружу. Пусть все знают: не какая-нибудь, пальцем деланная, Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» читаю. Денег рокерам не даю. Мысленно набрасываюсь на одесситку Рэнд. 1 300 страниц, а на деле - производственный роман. А еще смеялись над книгами Вадима Кожевникова, свысока почитывали Виля Липатова. Простушка Айрин - все то же, только с другого конца. Атлант у нее - забитый вольный человек. Энергичный одиночка. Эгоистичный частный предприниматель. Гнобят его проклятые социалисты. Он борется из последних сил, но в неравной борьбе против халявщиков-уравнителей проигрывает. Айрин Рэнд не понимает, что проигрыш его - это плата за все нарастающую жадность. Неизбежна схватка не с социалистами, а со своими же братьями. Группой биться против другой группы - легче. Бойня превращается в империализм. Он догнивает до кровавых ран мировых войн. А после войны жить надо. Тут никак без социалистов-ассенизаторов истории, Юровских. Все сначала. Не изучала одесситка классиков. Втюхивает лабуду. Я, ждущий удобного момента социалист, спокойно печален. Играюсь в стишки. Задумываюсь о неизбежном. Вылезаю из метро у Триумфальной арки. Возле панорамы музея «Бородинское сражение» стоят новенькие китайские автобусы. Едем в пансионат «Снегири».