Наглый кот средь икон. Анонимный котяра. Бессильный лепет музейной элиты. Отсутствие каких-либо внятных мыслей в головах якобы «передового» среднего класса. Особо безобразное положение в Чувашии – подозрительная мифология, конфликты историков, отсутствие философии, не проверенные основы национализма. В Красных Четаях – новый дом, а с крыши хлещет вода. В шифере щели (лазили на крышу, видели). И – в красном углу – ширпотребовские иконы. Бумажные (не пластмасса) образцы. Пыльная верба в мутной рюмочке. Твердая, как камень, просфорка. У татар логика. Древний Болгар - ислам в Болгаре – ислам в современном Татарстане. Тень идеологии - вместилище человеческому беспокойному духу. Есть вертикаль власти – есть подобие духовной вертикали. Организованный выход в потустороннее.
А где «выход в небеса» у чувашей? Болгар татары чувашам не отдают. Они берегут его для себя, пуще сундука с золотыми монетами. В Чувашии никак не могут выстроить «духовную вертикаль» - проблема с печальными стадиями. Получается - голое язычество. Потом насильственное православие. Чапай. Андриян Николаев. И – то ли Федоров, то ли Игнатьев. Разобраться не могут.
Смешная спецоперация – соберем чувашских либералов-демократов конца 80-х (более наивной публики трудно придумать). Кто-то крикнул (как бы невзначай) – хорошо бы сюда Федорова. Пошли слухи – отдельные садовые кооперативы просят заменить Игнатьева на Федорова. Неожиданно всплывает книжулька, якобы мемуары Н.В.Ф. Всю эту нелепую конструкцию, по пиару книженции в Чувашии отыгрывал журналист, у которого (о, чудо!) один экземплярик книжки оказался на руках. Умные промолчали. Дураки стали клянчить - дай почитать.
Всю жизнь меня сопровождают пыльные, на бумажках, лики святых. Дома деревянные. Живет родня. Всегда - пыльная верба. Теперь, как похороны - так на лоб бумажку с молитвами (это покойнику). Свечки в руки – живым. От этой бумажно-целлофановой «святости» уже тошнит. Меня-то похоронят под звездой. Завещал жене. И чтоб никаких попов.
Но откуда в ломбарде на Ленина столько церковных образов добротного (не чета современному) фабричного производства. В маленьком магазинчике, пригревшем и уродца, и его дьявольского котика, слабо, веет великой Россией. Иван III, Василий III, Иван IY. Что сотворил Иван III в форпосте Запада на Руси? Лучше не вспоминать. При нем - то ли болгарин, то ли грек монах Филофей. Константинополь. Тырново (сербов и болгар мочили турки – мусульмане, отсюда мистицизм – вот где истоки пророчеств Ванги – эмиграция бесчисленного православного церковного люда на Русь). Русские князья не приняли Флорентийской унии. И формула первой русской революции – два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать. (Иван III называет себя царем, женится на Софье Палеолог, печать с двуглавым орлом). Конец XIY, начало XYI века - территория России выросла в шесть раз. Чудовищно распух, сделался огромным воплощенный в иконах (Андрей Рублев) и книгах объединенный из племенной раздробленности единый дух и идеология российского царства. Климент и Ориген, а не Блаженный Августин. Сергий в Загорске. Кирилл в Белозерске. Савва и Зосима на Соловках. Да еще друг Сергия в Москве – Алексий. Да Стефан Пермский. Сотни монастырей. Самое главное - русский духовно-географический взрыв был оформлен исторически пристрастно (Невский с Донским и князья, и святые). Сталин. «Краткий курс истории ВКП(б)». Требовал - развитие большевистской партии должно быть неразрывно связано с историей страны. 1938 год – об этом и «Курс»! Оттого в Чувашии обречен я на пыльные иконки и чтение сомнительных федоровских сочинений.