Чехов - тема особая. Он автор «переходный». Но и его упорно изучали в школах, не до конца раскрывая «секреты». Помимо сопромата, Толстой - обязателен. Парадокс: ведь Лев Николаевич к лучшим проповедникам исключительности рабочего класса не имел никакого отношения. По Ленину, революция приняла многих гениальных дворян. Но Владимир Ильич произнес, выхватив из современного искусства кончик цепи, потянув за который, можно распутать весь клубок: «Из всех искусств важнейшим для нас является кино». В эту «расщелину» устремились несистемные свободолюбцы - Вертовы, Эйзенштейны, Барнет, Абрам Роом, Анощенко, Ханжонков, Кармен, Эрмлер, Пудовкин, Довженко, братья Васильевы. В 1919 году открыли кинотехникум и тогда же начали укреплять на государственном уровне материальную базу революционного кино. Не случайно появились такие титаны кинематографии, как Марк Донской. Противоречие? Да. Взбунтовавшиеся матросы на «Потемкине» и мягкотелый Илья Ильич Обломов. Не надо забывать: Ленин - гегельянец. Материалистическая диалектика - его идеология. В диалектике главное (и очень неприятное) - закон единства и борьбы противоположностей. Вот Ильич и создавал «борьбу».
Выходит: революция - революцией, красный и белый террор, но спешить не надо. Европе уж точно. Там все завершилось (Шпенглер) еще во времена Рембрандта. Иное - в России. Противоречия, специально культивируемые, множились, разбухали. Но: в определенный момент превращались друг в друга. Удивительно, но огромная, разделенная страна все колдыбается. Кочек много. И - умные люди. Чувствовали, в какую выбоину можно ухнуть специально, а какую миновать, чтоб организм полностью не разлетелся.