Макс Вебер проанализировал значение протестантизма для «капиталистического» устройства мира. Вывод: не было бы Лютера - не случился бы капитализм в известных сегодня формах. Лютер (Мартин, как и Хайдеггер) фальшиво заботился о нищих (Жириновский: «Я за бедных, я за русских»). Хайдеггер лгал в машиностроительных цехах рабочим-христианам. Священник Лютер закончил жизнь благополучным, обеспеченным человеком.
Хайдеггеру пришлось пройти, после войны, жесткую проверку соответствующими органами. Таких, как он, - единицы. Сохранили же жизнь американцы создателю ракет ФАУ-1 и ФАУ-2, члену НСДАП, штурмбанфюреру СС Вернеру фон Брауну. Мартин Хайдеггер с его энциклопедическими знаниями для американской буржуазии был не менее ценен. Быдло - в расход, а жемчужины, обнаруженные в навозе - на пользу «своим». А «свои»-то, о чем печалился Игнатий Бренчанинов, пришли к фашизму путями Мартина Лютера. Бились против христианства, приспособленного под низкую корысть буржуа, Томас Мюнцер, Ян Жижка, Жан Кальвин, Питер Брейгель - мужицкий («Времена года»). Мюнцера четвертовали. Брейгель: труженик и человек, тянущий лямку невыносимой повинности, - существа разные. Бренчанинов - о труженике. Макс Вебер - о покорном рабе. Протестант страшнее католика (Вуди Аллен в «Ханне и ее сестры» католичество принять так и не смог). Католицизм - индульгенции. Протестантизм - хорошо отработанная методика, позволяющая заставить личность принять радостное совместное действие в своем же угнетении. Православие подобного издевательства не допускало. Итог: Запад пришел к фашизму и простоте расчета относительно человеческой жизни. Восток породил реальное - Коммунизм. Битва не закончена. Прошли лишь репетиции.