i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Москва. 22 - 25 апреля 2017. 22

Призрачный «лес» архитектуры. Изворотливый дядя Щусева, знатный деятель модерна. В начале XX столетия - неорусский стиль (что-то от сказочника Кулибина). Спроектировал храм Покрова Пресвятой Богородицы. Сооружение - центральное в обители реформаторши Елизаветы. Будто бы средневековый Новгород - сахарно белые стены, небольшие барабаны. Глав - пять. Одна центральная, массивная. Все главы, крыша, неровно накинутая, на вершине - кокошники. Темная медь листа. Покровский собор хорош тем, что пузат. В восточную сторону, что встречает посетителей за входными воротами, составлена из кирпичных овальных «цилиндров». Окна небольшие, квадратные, упрятаны за чугунными решетками удивительной красоты. Щусев собрал на стройке (возводили с 1909 по 1919) всех модернистов, творивших на древнерусском материале. Решетки проектировал Коненков. Он же резал каменные плиты, размещенные в углублениях кирпичной стены. Известно, Коненков славен женской обнаженкой, сотворенной из разных пород дерева. Язычник. И не разобрать, где за листьями, ветвями, животными у скульптора-мастерового кроются Архангелы и православные кресты. С западной стороны, несущей на горбу небольшую звонницу, - Коненковский лик Христа с лампадой. Полукруглые ворота, ведущие в храм с запада, украшены тройной аркой, сделанной из светло-желтого камня, не боящегося резца. Новгородский стиль прост из-за отсутствия в окрестностях камня, пригодного для резьбы. Поэтому: простые церкви со сводчатыми потолками, деревянная скульптура.
Привлечен был и Нестеров, и его ученик Корин. Глубоко неверующими этих творцов назвать нельзя. Художник - служитель не бога, но эйдоса (центра, в котором, по Платону, сходятся важнейшие смыслы). Художник обречен работать с тенями на стенах «пещеры» (человеческое сознание). Сам же эйдос до конца не будет воспринят никогда. Микеланджело сотворил образ Бога-творца. Христос (как и Че Гевара) превратился в медийный штамп. Их тени создали художники.
Если войти в Покровский собор, то под массивными полукружьями сводов обнаружим выполненные Нестеровым плитки на темы православной, благостной Руси. Вот душка-Иисус беседует с сестрой Лазаря Марфой (весьма аппетитненькой). Вот его любимая тема: из березовой рощицы выходит он же, в белом, с абстрактно добрым ликом - и женщины тянутся к нему душой и всеми остальными частями. Горбатая старуха, в черном, да израненный солдатик Первой Мировой. А вот ангел, сидящий на камне гроба Господня, извещающий: «Христос воскрес!» Темы Нестеров повторяет. За ним их неоднократно использовал Илья Глазунов. Лица у всех плаксивые и страшно серьезные. От созерцания халтуры Глазунова (хоть и высококачественной) становится неудобно, стыдно. Археология, на момент создания модерновой «штучки» Щусевым, не разумела, насколько высоки храмы Новгородчины. Грабарь утверждал, что они просты, корявы, кое-где кривоваты. Храм Покрова таким и сконструирован - приземист, прост. Коненков вставками «тянет» вверх (соотношение белой массы и плотно покрытых резьбой небольших вставочек). Внутри храм, чтобы своды не давили, кипельно-бел, а фрески представлены тоненькими фрагментами по углам. Если входить в храм через западные ворота, то посередине широкого светлого потолка - тоненький, салатного цвета, крестик. И - неправда. В 50-е годы прошлого века новгородские археологи докопались до пола святой Софии на два метра глубже существовавшего. Наслоения «срезали», и исполин словно оторвался от земли, развернул грудь-фронтон, явился великолепным, стройным. Модернист Щусев был повержен.
Tags: Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments