За культуру, но против бюрократической прислужницы власти - Синодальной церкви с официальным православием. Без так называемого «тоталитаризма» как можно отделить церковь от гражданского общества? Какими силами? Академическими проповедями? Весь исторический опыт свидетельствует: безболезненно это не проходит. Жить при церковной организации ловкачам выгодно. Корочка хлеба найдется всегда. Не кочегаром стоять. В МГУ в отряд бойцов, противостоящих западному высокомерию, вооружившись фактами, после Второй Мировой вступили: академики Арциховский, Рыбаков, Лазарев, Губер, Василенко, Павлов, Некрасов. Были специалисты в Государственном Историческом музее - руководитель отдела нумизматики Сиверс. Он опекал молодого студента Янина. До революции Сиверс был видным российским бюрократом. А начинал службу в Министерстве иностранных дел под началом канцлера Горчакова. Горчаков же - лицеист, друг Пушкина. Время - не бездна. Короткая дистанция. Пушкин - Горчаков - Сиверс - Янин. Масштабные люди. Противоречивые.
Тактика Янина правильная: в области архитектуры, фресковой живописи ответим недоброжелателям фактами. Любят у нас «завертывать» факт в «вату» иных увлечений. Янин - коллекционер граммофонных пластинок. Десятки тысяч дисков в отличном состоянии. Сиверса хобби «кормило» после революции. Собирал монеты для себя. Стал собирать и хранить для государства.
Академик Раушенбах уважал древнерусскую икону. Знал: в монастыре Сан-Марко есть репродукция с «Троицы» Андрея Рублева. У Советского государства получали зарплату, удовлетворяли недешевые увлечения, а «вздыхали» по царским временам. Об этом знали гитлеровцы. До войны в Новгороде насчитывалось 45 тысяч жителей, после войны, в землянках, ютилось чуть более пяти тысяч. Враг бил по храмам и монастырям. На девяносто процентов город был разрушен. Надо бы снести оставшееся. Советская власть стала скрупулезно восстанавливать, прежде всего, Новгородскую Софию. Других специалистов, кроме старорежимных, не было. Им и поручили реставрацию.