Сталина можно не любить. Ему все равно. Но необходимые шаги он делал верно. Допустим – виноват в событиях 37-го года. Но только ли он один? И кто остановил репрессии через полтора года и выпустил из лагерей Рокоссовского, Горбатова, Богданова? Тухачевский, что ли? Или Ежов? Но Ежова самого посадили. Кто посадил? Эйхе?
А Конституция 36-го? Комиссию по сочинению возглавлял Сталин. На альтернативных выборах в Верховный Совет настаивал он же. Но ЦК (провинциальное партийное начальство) был против. С альтернативными выборами отступил. Но взгляд на государство выработался новый. Что говорил Троцкий с товарищами? Догматически, вслед за Марксом, повторяли – государство обязательно умрет. Умрет-то умрет, возражал Сталин – но когда? И почему отмирать оно должно, прежде всего, в России, а зубастые и хищные враги должны государством пользоваться (прежде всего, армией). Сожрут слабого. У кого государство развалили.
Государство нужно сохранить. Функция подавления ослабла. Но не совсем (внутренние враги подняли голову в перестройку, сейчас рулят Россией). Главное – функция охраны социалистической собственности. Борьба с расхитителями (вот он, скрытый враг!). Армия. Военная защита границ. Хозяйственно-организаторская и культурно-воспитательная работа – дело именно государства. Так что, по Сталину, государство отомрет, но очень и очень нескоро. Россия с этим делом спешить не будет. И Троцкого в СССР не стало. Какой бы ты ни был прогрессивный Наполеон, но у тебя всегда будет своя Вандея (крестьяне, вроде, и нищие, но отчаянно любят короля-императора). Или ты – Вандею. Или она – тебя. Взялся за гуж - не пищи, что получилась кровушка людская.
Культура, воспитание, школа, образование – дело первостепенной государственной важности. Отсюда – бесплатность всех важнейших культурных запросов. Второе высшее – может, и за плату. Но – всеобщее среднее только бесплатно. Да, у Абрамовича не будет пяти роскошных яхт. И одной не будет. Будет моторная лодка. Абрамович и прихлебаи из журналюг и музыкантов-корпоративщиков будут недовольны, будут раздувать восстания и бунты (тупых молодых людей на это дело всегда можно будет нанять). А тут – стальные ножнички. Стриг-стриг – и уж нет и лодочки, даже без мотора. Вот оно для чего нужно родимое рабоче-крестьянское государство. Хочется спросить у «мастеров культуры» - вы за пять кораблей у Абрамовича или за бесплатное образование для сельской (и городской) молодежи?
В государстве Сталина вопрос решался в пользу бесплатности образования. Любил усатый вождь молодую техническую интеллигенцию. Наркомы: 30-35 лет - Косыгин, Байбаков, Сабуров, Зверев, Первухин, Бенедиктов, Пономаренко, Тевосян, да и наш чувашский Ислюков, они что, из дворян? Нет – из рабочих и крестьян.
Сталин говорил: если вы согласны с таким подходом к образованию (медицине, обеспечению жильем, праву на труд) – с государственным подходом – то должны взять на себя труд двойного просвещения. Ты можешь быть врачом, учителем, металлургом, агрономом. Но сверх этого ты должен усвоить азы идеологии. Законы общественного развития и их знание будут требовать от тебя общественно-политической активности. Вся великая советская культура (продолжение народно-демократических традиций русской культуры, культуры Ивана Яковлева и поэта Иванова) – это особая культура особого государства. В журнале «Вишнёвый сад» художник Федоров из бедности поднялся до уровня маститого художника в условиях государственной культуры. То же и с Яклашкиным - музыкантом советской закваски (или Морис Яклашкин из дворян?). Если они настоящие художники и патриоты, то должны выходить на уровень хоть какой-то идеологии (хотя бы чувашского национализма), а не морочить людям головы воспоминаниями о колхозных лошадях, которых жалко, и выражениями страстной благодарности бывшему президенту ЧР Федорову. Ох! Не зря лыбится мой мраморный уродец у ломбарда!