Депутату Государственного Совета Чувашской Республики
И.Ю. Молякову
Уважаемый Игорь Юрьевич!
Минсельхоз России в рамках установленной компетенции рассмотрел Ваше обращение, поступившее из Аппарата Правительства Российской Федерации письмом от 24 октября 2019 г. № П11-60378, по вопросу перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения), расположенных на территории Цивильского района Чувашской Республики, для строительства предприятия по производству сухого молока и сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. № 450, Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), и не уполномочен осуществлять официальное толкование действующего законодательства, а также давать оценку действиям должностных лиц органов государственной власти.
Вместе с тем по вопросу, изложенному в обращении, полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии с пунктом 4 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель из одной категории в другую осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Закон о переводе), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Данная правовая норма, направлена на защиту особо ценных земель сельскохозяйственного назначения от использования для других целей, не связанных с сельскохозяйственным производством.
При этом следует учесть, что перечень исключительных случаев, которые могут послужить основанием для перевода земель сельскохозяйственных угодий в земли других категорий, установленных статьей 7 Закона о переводе, не содержит случая, предполагающего перевод земельных участков из состава таких земель для строительства предприятия по производству сухого молока.
Согласно статье 4 Закона о переводе перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной и частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перевод земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения должен соответствовать документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации, подготовленных в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в соответствии со статьями 9 и 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При подготовке правил землепользования и застройки в обязательном порядке проводятся общественные обсуждения или публичные слушания в соответствии со статьями 5.1 и 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к проекту правил землепользования и застройки, которыми являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, может утвердить правила землепользования и застройки.
Таким образом, вопрос обозначенный в Вашем обращении решается органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления по месторасположению земельных участков сельскохозяйственного назначения в рамках полномочий и в порядке установленным законодательством Российской Федерации.
Директор Департамента земельной политики, имущественных отношений
и госсобственности Н.А. Цой