i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Питер. 28 декабря 2016 - 7 января 2017. 135

У Бальзака художник Франхофер рисует «прекрасную Нузезе» («Невидимый шедевр»). До импрессионистов-авангардистов еще долго, а Бальзак собрал их «манифесты» и в лице Франхофера дает «выжимку» того, что ждет искусство в ближайшие 50-70 лет. Задача глобальна: не Бога дополнять, а превращать художественное творчество в инструмент создания особой реальности, независимой от повседневности. Это - раз. Созданная творцами реальность должна быть «подвижна», а не стыть в привычных рамках академизма. Это - два. Итог - выдуманная реальность должна быть божественно хороша и за счет этого менять убогое прозябание обыденности. Три. План, как план. Таких бизнес-проектов в Интернете найдешь множество. Погублено конкретикой (хорошо было на бумаге, да забыли про овраги) и суетливостью «строителей» новой жизни. Говорили: «Искусство - царство истинной свободы, художественность мешает, требует трудовых усилий». Не учились серьезно (как Трубецкой), а творили «на кончиках пальцев». Реальность оказывалась сильнее, гоняла «творцов» по углам. Свобода превращалась в своеволие. Говорили: разночинцы-народники. А обратная сторона явления? Бунт, экстремизм, всеядность, террор. После 1861 года народилось поколение непосед, которые (пусть только в духовных исканиях) болтались из страны в страну (Волошин, Трубецкой, Муратов), из края в край (Горький, Лесков).
Нетерпение. Десятки миллионов появились на свет, сидели на заднем месте, не двигаясь десятилетиями. Незаконнорожденный Герцен - все по Европам шастал. Ставка на гениальность и быстрый успех. Появились «звезды» в современном понимании. Комедианты, циркачи. И - бабы какие-то (Сабашникова, Панаева, Тенишева, Гиппиус с любовницей Давыдовой, и дальше: Бутберг, Одоевцева, артистки Андреева и Книппер). Нет бы Трубецкому собак да лошадей лепить, безыдейно, как-то не предательски. Но, он же сиднем не сидел. Он медведем-шатуном в «художественно-бальзаковском идеальном мире» обитал. Взял - и слепил грузную фигуру Александра III. Лошадь - владимирский тяжеловоз. Странники перехожие - они ведь скоморохи. Издевался над конной статуей Петра Фальконе. Там - Гром-камень. Неудержимо, чуть ли не хозяином неба, несется державный всадник. Паоло (так на эскизе) в качестве основы берет тот же Гром-камень. Но, если Фальконе работал в манере Микеланджело (всадник рвался на волю из массы гранита), скульптор «перекати-поле» берет гранитную глыбу, да еще сверху давит тупой, неподъемной массой меди. Человек (и лошадь!) остановились в задумчивости: «А не «вплавиться» ли вновь в гранит, не двигаться, заплыть камнем навсегда?» Комиссия в ужасе от увиденного («Зачарованный всадник», «Комод на комоде», «Народ-раб»), гранитный пьедестал распорядилась убрать, скульптора на открытие характерной фигуры не пригласила, но сделала хуже. Камень наполнен неповоротливой, но «мыслью». Взяли тупой, гладко обтесанный прямоугольник гранита и засунули на него «символ», «формулу» русской империи. Трубецкой не видел, что не памятник сотворили, а манифест, страстно зовущий сковырнуть неподъемную тушу. Но он-то - частушечник. Позже приехал, сделал фото-сессию на фоне собственного творения. Стоит изящный европеец, в белом воротничке, с тросточкой, в котелке, с медным всадником, видимо, не понимает: уел Россию-бабу, так уел. К великой русской революции подошел не со стороны ленинской публицистики, организаторских талантов Троцкого, решительного Сталина, а совсем с другого бока - со стороны ерничанья и издевательской насмешки. Сделал для ее приближения не меньше, чем Бакунин с Лавровым. Так воплощаются итоги мечтаний бальзаковского живописца Франхофера. В развернутом виде европейский манифест «Неведомого шедевра» развернулся в соседних залах. Солидная выставка «Лица России» «вылепила» из множества портретов людей, населявших Россию в течение трехсот лет. Лик (в основном, мужской). Люди с портретов наблюдали, как за счет их изображений разворачивалась схема «манеры».
Tags: Питер
Subscribe

  • Мелочь, но приятно

    Вместе с братом Олегом на заседании Высшего экономического совета под руководством Анатолия Геннадьевича Аксакова.

  • Мелочь, но неприятно

    Жители города Чебоксары очень недовольны безобразием, которое творится на улице Привокзальной.

  • Мелочь, но приятно

    Знакомство с коллективом акционерного общества «Волжский электротехнический завод-аппарат».

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments