i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Питер. 28 декабря 2016 - 7 января 2017. 134

Леонардо отказался от Возрождения как восстания. Было сложно. Работал на намеках, тайных знаках, хитрил, увертывался. И открыл «ворота» дворцового лизоблюдства. Микеланджело наблюдал, как гаснет великий костер, который провоцировал. Великое дело - работа вместе и рядом с творцом. Как же много Богом не завершено, и надо много и тяжело работать, чтобы хоть что-то завершить из задуманного Создателем! Сквозь «щели» незавершенного в жизнь просачивается Ад. Антихрист есть упущенное Богом. Бог дал и ему жизнь. Великий скульптор уразумел страшное: на Творца не надейся. Что сделал, то сделал, и больше на маленькой земле ничего не будет. Вера - попытка «законопатить» оставленные Творцом «дыры». Вера - главный вопрос Возрожденцев. Решали вопрос комплексно (Пико делла Мирандола - девятьсот тезисов, Данте, Мор, Эразм Роттердамский). Микеланджело сотворил прекрасного Давида - символ прекрасного человека, в котором отсутствует дьявольское. Горечь от несовершенства общества проявилась в гробнице Медичи. Скульптуры «Весны», «Зимы», «Лета», «Осени» не бунтуют. Мощные тетки дремлют. Тут бы и соскочить в «красивость». Но последняя работа - как «Реквием» Моцарта. Называется «Победа» (дряхлого старца коленом придавил к земле молодой здоровяк). Итог: после Микеланджело Рим наполнялся игривым изяществом. Красивые (до несерьезности) Челлини, Бондинелли. А во Флоренции Амманати (фонтан «Нептун»), Джамболонья. Колонны Бернини – изощренное барокко. Разве могли появиться Бронзино, Джампетрино, пышнотелый Рубенс без порочной улыбочки Джоконды! А странный Иоанн Креститель того же да Винчи! Скатывание от веры к телу. Великие работали над божьими недоделками. Последователи-декоративщики обратились к телу и его изъянам. Коротконожки и карлики Бронзино. Страдающие от ожирения, сытые, перекормленные персонажи Рубенса. Донателло и Буонаротти освобождали плоть из камня, бронзы, дерева. Эти же (Челлини) занимались готовой человеческой плотью, преувеличивая ее безобразие или великолепие. Как бы хорош ни был Огюст Роден, но и он пальцами «выскребал», запечатлевал в глине из плоти тела, одежды, саму страсть. Тут - не вера, а тяжелая мысль, рвущаяся сквозь сплетение мышц. Оставим в стороне академизм Козловского и Растрелли, Гудона и Щедрина. Живое «колотилось» в скульптурах Бурделя, Родена, Мухиной, Голубкиной. Небольшие фигурки. Немного мрамора. В муниципалитете города Кале долго решали вопрос о многофигурном монументе Родена. А яростные нападки на изваяние Бальзака! Лохматый, пухленький безумец - Бальзак? С ума сошли! Скульптура делалась «на кончиках» пальцев для Пантеона.
Ребятам (как Ван Гогу) не требовалась учеба, система, размеренность. Они - бешеные. Из этой команды странных изобразителей происходил и Трубецкой (линия Леонардо). Систематического художественного образования не имел, а изящную скульптуру «лепил» из воздуха. Возрождение - разделение на поборников цельного и духовного против индивидуального и телесного. Второе взяло верх. Но и оно раздваивалось. В Третьем Рейхе стремились возродить новую линию. Либеральное, левое, индивидуалистическое подобные попытки отрицало. Великая революция назревала в России. Готовился новый краткий конспект Возрождения. Странно - художественный переворот подготавливался такими мастерами, как Трубецкой. Эксперименты творца противоречивы. Скульптор Домогацкий о Трубецком: «Работы Трубецкого - удар по нашему передвижническому прозябанию». Быстро - уже и передвижники прозябали. На смену шли «мирискусники». Среди них отношение к полурусскому-полуамериканцу двояко. Кто-то сказал: работы его вызывают восторг и отрицание. И еще кто-то добавил: идет война (Первая Мировая), бойня, сотни тысяч загибаются, а он, безобразник, лепит дамочек и балерин.
В первом зале полубюст Мещерского. Сухой, надменный старец, в лентах и орденах, с огромными руками и выдающимися бакенбардами. Думал: «Что это?» Осенило: «Спичка, ее пламя, когда она только загорелась». В разные стороны, всплесками, всполохами, мечутся разгорающиеся язычки. Лишь мгновение - пламя закончится, приобретет овальную форму. Идейный разброд: «передвижнический извозчик» замерз, сани и несчастная понурая лошаденка. И - Лев Толстой - бюсты, а также конный портрет. Писатель хорош, огонек мощный. Однако, лошадь - блестящая, породистая - получилась лучше. Покровительница и почитательница Тенишева и девчушка из бедных. Чей он, Трубецкой – певец бедняков или изнеженной интеллигентной публики? Действительно - балерины, танцовщицы. Вот огоньки, которые не погаснут. Дамы в роскошных нарядах. С.Ю. Витте с любимым сеттером и дети двоюродного брата, философа Трубецкого. Толстой писал: «Все позировал Репиным и Трубецким, фотографам и кинематографистам».
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments