Раздевалка забита «под завязку». Дверь в туалет старинная, скрипучая, тяжелая. Не ремонтировался, кажется, с 1901 года, когда Николай Второй «открывал» помещения впечатляющего сооружения. Обширные лавки с сувенирами и книжный магазин со специальными изданиями по зоологии. В знаменитой книжке «Живой организм» Гриффина и Новика написано, что, благодаря усилиям ученых-классификаторов, количество видов живых организмов - от клетки до африканского слона - более миллиона. Эти виды (почти все) имеются в Ленинградском музее. Три зала и антресоли. Дарвиновский музей в Москве беден, по сравнению с питерским монстром. В столице «берут» внешним антуражем. Но разве есть там сумчатый тигр или броненосец, похожий на танк, изобретенный Леонардо! В. сразу убежал на антресоли, где расположены витрины с насекомыми. Бабочки. Жуки. Сын пристрастен к членистоногим. Свой маршрут: жучки - паучки - птички-невелички (колибри) - рывок к паразитам. Дальше - сумчатые и древние ископаемые. Лошади, лоси, олени, круторогие туры интересуют его не очень.
Чинно расхаживаю с молодой семьей, взяв на себя роль экскурсовода. Из цокольного этажа, направо и налево, разбегаются лестницы, а на площадке между ними выставлен бронзовый монумент сидящего академика Бэра. На мраморных досках выбиты фамилии работников музея, павших на фронтах Великой Отечественной, умерших от голода в блокаду (в том числе и легендарный путешественник Семенов-Тян-Шанский). По ходу правой лестницы, в витрине, утратившая гриву, превращенная в чучело лошадь Петра Первого. Маленькая собачонка и огромный зверь подозрительной породы, названный любимой собакой царя-реформатора. Чудище в половину лошади, пес с болот из «Собаки Баскервилей», - ребенок, по сравнению с петровским громилой. У самодержца была еще «любовь» - малюсенькая шмакодявка по кличке Лизетта. Лошадь Петр Алексеевич также нарек Лизеттой. Если бы гигант нашей истории пожелал, то мог бы превратить в чучелко любого из своих приспешников. Набили бы соломой - и слова бы не сказали.
Поднимаясь слева, сталкиваешься с жестокой экспозицией: гарпуны, остроги, пешни для метания на большие расстояния. Поражали китов со специальных шхун. Если гарпун из носовой пушки войдет в человека, то от него вряд ли что останется.
Жестокий царь. Злобный пес. Железные гарпуны, а еще целая коллекция бивней нарвала с памятными табличками, указывающими, кто из монархов подарил то или иное костяное копье. Воинственные предметы привели в восторг Тарасовских ребятишек. Младший, восседавший на спине отца, попытался ухватиться за бивень воинственного моржа, да вовремя отреагировала мать, успела пресечь попытку. Тогда малыш потребовал подпустить его к китобойному орудию. Вопросов - что такое - не задавал. Сразу направился к казенной части, громко выкрикивая: «Ду-у-у-х, ду-у-х, бом!»