i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Деловая переписка

Прокуратура Чувашской Республики
Генеральная прокуратура Российской Федерации
Министерство внутренних дел Российской Федерации Колокольцеву В.А.
Некоммерческое Партнерство "Росконтроль"
Территориальный орган
Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития по Чувашской Республике
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
(Росздравнадзор)
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (далее - Территориальный фонд)
Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА)
Президенту Российской Федерации
Путину Владимиру Владимировичу
Министерство здравоохранения Российской Федерации

Депутата
Государственного Совета
Чувашской Республики
Молякова Игоря Юрьевича


Обращение
Настоящим сообщаю, что ко мне в ходе депутатского приема обращаются граждане, обеспокоенные вопросами утилизации и оборота медицинских отходов из медицинских учреждений Чувашской Республики.
Так, 06.06.2019 года ко мне обратились жители и общественность микрорайона "Юность" северо-западного района г. Чебоксары с "... настоятельной просьбой о внесении на рассмотрение в правительство Чувашской Республики вопроса о прекращении деятельности Центра утилизации медицинских отходов, расположенного г. Чебоксары по ул. Университетская, д.24 (юридический адрес ООО "Экологическая медицина": ЧР, г. Чебоксары, Лапсарский проезд, 25)." (далее - Обращение, копия прилагается).
Жители жалуются, что с вопросами охраны окружающей среды якобы не рассмотрен одновременно вопрос об охране здоровья и благополучия граждан при обращении медицинскими учреждениями и коммерческими организациями с оборотом отходов от деятельности медицинских учреждений, включая коммерческие организации указанного профиля.
Кроме того, в своем втором коллективном обращении с подписями на тринадцати страницах, жители улицы Университетская и к ней прилегающих, уже несколько лет, с их слов "...отравляет резкий и противный до тошноты запах", который производит якобы вышеуказанный ООО "Экомед" (далее - объект), по утилизации медицинских отходов, расположенный в ангаре за клиникой "Северная" по ул. Университетская, д.24.
К коллективному обращению от 09.07.2018 года, направленному жителями в Роспотребнадзор Чувашской Республики приложена схема расположения данного объекта с просьбой особо обратить внимание на факт "... Возле здания Центра 07.07.2018 года произошло пожарное возгорание", в связи с чем, прошу дать подробный ответ о результатах рассмотрения указанного обращения Роспотребнадзором Чувашской Республики (вход. №11-9694-11 от 09.07.2018 г.)
В своих обращениях граждане достаточно подробно описывают факты и доводы, требуя дополнительных исследований, компетентных тщательных проверок, в том числе на законность размещения и эксплуатации данного заведения в жилой зоне центральной части города.
Вместе с тем, прошу особо обратить внимание на нижеследующее.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, доведенным Письмом от 22.04.2015 года № АА-03-04-36/6554 "О направлении разъяснений" "... в связи с поступлением обращений территориальных органов Росприроднадзора и хозяйствующих субъектов по вопросу регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами сообщает
следующее.
1. В настоящий момент действующим законодательством Российской Федерации вопросы обращения с медицинскими отходами и отходами производства и потребления разделены" (!?).
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Что означает словосочетание: "... в той мере, в какой это необходимо"?
Тогда, в "какой мере это необходимо"? Какой конкретно фактор и/или показатель регулирует эту самую "меру"?
Частью 2 стати 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) установлено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон № 323-ФЗ) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого¬анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Правительством Российской Федерации утверждены "Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания (Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 681)".
Согласно указанным Критериям медицинские отходы делятся на пять классов опасности: класс А, Б, В, Г и Д.
Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава представлены в разделе втором СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), предназначенных для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Соответственно, все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам.
Согласно части 3 Закона № 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В настоящее время в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с медицинскими отходами в целом регулируются санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10, а также санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".
Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что данные санитарные правила и нормы устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Контроль (надзор) за соблюдением СанПиН 2.1.7.2790-10 проводится органами, осуще-ствляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации - Роспотребнадзором и его территориальными органами.
В соответствии с пунктом первым Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно- эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Соответственно, вопросы регулирования деятельности с медицинскими отходами относятся к компетенции Роспотребнадзора.
Однако (!), по требующим проверки сведениям, наряду с этим, законодательством Российской Федерации требования по получению лицензий на деятельность по
- обезвреживанию и размещению медицинских отходов,
- оформлению паспортов на медицинские отходы,
- разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение,
- внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов,
- предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены (?).
Для четкого установления области использования требований природоохранного законодательства (в частности Закона № 89-ФЗ) медицинскими организациями Минприроды России направило запрос в Роспотребнадзор, о чем уведомило Росприроднадзор письмом от
19.12.2014 № 12-44/29213.
По требующим проверки сведениям, на основании вышеизложенного в настоящее время якобы действие норм Закона № 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы?
Как так, если действие норм Закона № 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы, то по какой причине и на каком основании регулирование "обращения с медицински¬ми отходами" вменено в компетенцию Минприроды?
В части регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами Росприроднадзор и его территориальные органы руководствуются Федеральным законом № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также позицией Минприроды России от
01.10.2014 № 05-12-44/22301, которая доведена до всех территориальных органов Росприроднадзора письмом от 30.10.2014 № АА-03-04-36/17268 "О направлении позиции Минприроды России" (... Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет "письмо от 01.10.2014 № 05-12-44/22301" для руководства и учета в работе позицию Минприроды России по вопросу регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами).
2. Кроме того, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации Письмом от 19.12.2014 года № 12-44/29213 было представлено "Разъяснение по вопросу взимания платы за размещение медицинских отходов".
В вышеназванном "разъяснении" изложено следующее.
Минприроды России рассмотрело письмо Росприроднадзора от 9 октября 2014 года № ОД-06-01-28/15721 по вопросу взимания платы за размещения медицинских отходов сообщает.
В настоящий момент, действующим законодательством Российской Федерации вопросы обращения с медицинскими отходами и отходами производства и потребления разделены.
3. Для четкого установления области использования требований природоохранного законодательства (в частности Закона об отходах) медицинскими организациями, в том числе лечебно-профилактическими учреждениями, Минприроды России направило запрос в Роспотребнадзор с просьбой дать ответы на следующие вопросы:
- образуются ли в указанных учреждениях отходы, которые не попадают под категорию "медицинских отходов", и какие это (по происхождению, условиям образованию и примерному составу) виды отходов;
- с какими типами или отдельными частями (отделениями) медицинских организаций связано образование таких отходов;
- утрачивают ли медицинские отходы после их обеззараживания (дезинфекции) свои опасные для здоровья человека свойства, что позволяет распространить на них требования природоохранного законодательства:
по паспортизации, лицензированию, разработке проектов и утверждению нормативов образования и лимитов на размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и др.?
Из ответом следует, что в случае положительных ответов на указанные вопросы Росприроднадзор может установить (а может и не устанавливать?) классификационные при¬знаки таких отходов и после согласования с Роспотребнадзором включить их в "Федеральный классификационный каталог отходов" и банк данных об отходах. (Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Д.М.Беланович. Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: рассылка).
Возникает вопрос: так установлены ли указанные " классификационные признаки таких отходов или не установлены?
4. Изменения в Федеральном законе № 89 в рамках "мусорной" реформы: новые правила вывоза и захоронения отходов Закон "Об отходах производства и потребления" - основной документ, регулирующий работу с мусором (№89-ФЗ от 24.06.1998).
Он определяет, как происходит вывоз отходов на специальные территории, и как осуществляется их дальнейшая переработка, кто ответственен за эту процедуру, на каком уровне устанавливаются тарифы за обработку мусора, и кто уполномочен их утверждать.
В рамках реформирования системы обращения с отходами в закон были внесены поправки в 2017 и в 2018 годах (№503-Ф3 от 31.12.2017, №272-ФЗ от 29.07.2018 и №483-Ф3 от 25.12.2018).
Изменения коснулись:
- принципов нормирования обращения с отходами для предприятий;
- разделения полномочий в области обращения с ТКО между региональными и местными властями;
- механизма вывоза мусора;
- правил формирования тарифов за вывоз отходов.
Таким образом, по требующим проверки сведениям, в сфере нормирования в области обращения с отходами с 1 января 2019 действуют новые нормы обращения с отходами (п. 2 ст. 3 №219-ФЗ от 21.07.2014)?
Процедуре нормирования посвящена отдельная статья закона (ст. 18 №89-ФЗ).
Она устанавливает лимиты на производство мусора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Последними поправками существенно изменено её содержание: требования по обращению с мусором устанавливаются в зависимости от категории, присвоенной объекту,
на котором предприятие осуществляет свою деятельность.
Следует ли из этого, что объекты здравоохранения и иные подобные организации, не-зависимо от формы собственности, обязаны процедурно пройти факт "присвоения медицинского мусора" соответствующей категории?
5. Всего якобы предусмотрено 4 категории мусора и отходов, которые зависят от уровня пагубного воздействия на окружающую среду (Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 №1029), т.е. предприятия, работающие на объектах I и II категорий, обязаны разрабатывать нормативы создания отходов и лимиты на их размещение (п. 2 ст. 18 №89-ФЗ):
1) для предприятий I категории предусмотрена особая процедура разработки нормативов:
- нормы утверждаются после получения комплексного экологического разрешения;
- для оформления разрешения требуется заключение государственной экологической экспертизы (п. 3 ст. 18 №89-ФЗ);
2) предприятия на II категории объектов сдают отчётность об обращении с отходами в форме декларации о воздействии на окружающую среду:
- в неё вносят информацию об объеме образовавшихся и размещенных отходов (п. 4 ст. 18 №89-ФЗ);
3) предприятия III категории предоставляют отчёт о полном цикле работы с отходами (от создания до утилизации и захоронения).
Он подаётся в уполномоченный орган (п. 5 ст. 18 №89-ФЗ);
4) предприятия, работающие на IV категории объектов, освобождены от предоставления отчётности по работе с отходами (п. 6 ст. 18 №89-ФЗ).
Изменены полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами с 2019 года.
6. С 2019 года изменились полномочия местных органов власти (органов местного самоуправления) касательно обращения с ТКО (№503-Ф3 от 31 декабря 2017 г.):
- на некоторых уровнях зона ответственности расширилась, на других, напротив, была сокращена.
Власти городских поселений теперь отвечают не только за сбор и транспортировку мусора, но также за следующее:
- создание и содержание мест накопления ТКО;
- разработку схемы размещения территорий захоронения ТКО;
- ведение реестра созданных мест накопления;
- проведение мероприятий, направленных на воспитание экологической ответственности и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО (п. 1 ст. 8 №89-ФЗ).
Из ведения органов местного самоуправления муниципальных районов исключены мероприятия по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и захоронению ТКО.
Теперь они уполномочены:
- создавать и содержать места накопления ТКО;
- разрабатывать схемы размещения созданных территорий;
- вести реестр мест накопления;
- организовывать мероприятия по воспитанию и формированию культуры обращения с ТКО (п. 2 ст. 8 №89-ФЗ).
Органы местного самоуправления городских округов также потеряли свои прежние полномочия по полному циклу обращения с ТКО (от сбора до захоронения) и теперь уполномочены только на создание и содержание мест накопления отходов, а также на проведение мероприятий по экологическому воспитанию граждан (п. 4 ст. 8 №89-ФЗ).
А каким образом новые изменения в законодательстве коснулись "медицинских отходов"?
7. В 2017 году в закон об отходах были введены переходные положения (№254-ФЗ от 03.07.2016).
Вероятно, что их цель - смягчить процесс проведения “мусорной” реформы, обеспечив поэтапное внедрение новых правил обращения с отходами.
Вопрос: для каких категорий населения внедрение новых правил "улучшил ситуацию с отходами"?
Очевидно, что было заявлено три главных новшеств: полностью обновить механизм обращения с ТКО (сбор, хранение, утилизация); ввести новые требования к территориям захоронения отходов; создать систему региональных операторов по обращению с ТКО.
Однако был ли учтен значительный рост стоимости удаления отходов для населения?
Кто ответит за рост несанкционированных свалок?
Почему одновременно с "мусорной реформой" не наведен порядок в обороте "медицинских отходов"?
Кто понесет ответственность за "отравленный воздух" в черте города Чебоксары, если факты и доводы жильцов подтвердятся?
Введённые в 2017 году и дополненные в 2018 переходные положения делают исключения из новых правил для городов федерального значения, а также допускают некоторые послабления в рамках исполнения установленных законом требований.
Поправками 2017 года предусмотрены следующие условия:
- для города Москвы и входящих в неё муниципалитетов разрешается использование объектов захоронения ТКО, созданных до введения новых положений закона, до 1 января 2025 года (и. 1 ст. 29.1 №89-ФЗ);
- требование о запрете размещения ТКО на территориях, не внесенных в государственный реестр, не распространяется на Республику Крым и город Севастополь до 1 января 2020 года (п. 2 ст. 29.1 №89-ФЗ);
- до 1 января 2023 года допустимо использование объектов для захоронения, не внесённых в госреестр, если они были введены в эксплуатацию до 1 января 2019 года (п. 2.1 ст. 29.1 №89-ФЗ).
С января 2019 года действует ряд дополнительных переходных положений (п.п. 5-9 ст. 29.1 №89-ФЗ):
- города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь имеют привилегию не назначать единых операторов по обращению с ТКО до 1 января 2022 года;
- в случае неудавшегося конкурсного отбора оператора местные власти имеют право заключить договор с юридическим лицом без организации конкурса (на срок не более 1 года);
- если по объективным причинам конкурс по утверждению регионального оператора не может быть проведён, власти имеют право не назначать его в одной или нескольких территориальных зонах вплоть до 1 января 2020 года;
- если объект захоронения ТКО не имеет необходимой документации, но введён в эксплуатацию до 1 января 2019 года, его использование допустимо до 1 января 2023 года;
- разрешено использование объектов захоронения ТКО особых классов опасности (с I по IV) при отсутствии у них лицензии на работу с такими видами отходов.
8. По требующим проверки сведениям, согласно федеральному законодательству, на отходы классов с первого по четвертый, для утилизации отходов требуется составить документ, в котором будет отражена принадлежность утильсырья к соответствующему виду и классу опасности, и перечислены его составляющие.
При этом якобы оформляют бессрочный паспорт лишь на мусор от первого до четвёртого класса. Если это действительно так, то на каком основании и по какой причине для пятого класса подобной обязанности законодательно не предусматривается?
Если считается, что подобный мусор "пятого класса" практически не влияет на состояние окружающей среды и не требует каких-то особых условий перевозки и очистки, а сюда входят: отходы с предприятий, перерабатывающих древесину; яичная скорлупа; бумажная и картонная макулатура; солома; керамические черепки; щебёнка; цементный, гипсовый и кирпичный бой; металлолом; большая часть просроченных продуктов питания; чистые пластиковые ёмкости, пришедшие в негодность, то на каком основании и по какой причине остался "в стороне" мусор не ТБО и не производственный, а "медицинские и биологические отходы медучреждений"?
Граждане, которые обращаются ко мне по вышеуказанному вопросу предполагают, что "медицинские отходы и инфицированные биоотходы из больниц" могут попадать на свалки под "прикрытием" мусора ТБО "пятого класса" и просят проверить тщательно все имеющиеся на территории Чувашии свалки, в том числе несанкционированные и с ТБО.
Также жители жалуются, что чиновники от Минприроды Российской Федерации разрабатывая данную классификацию, как им показалось, действовали в интересах экологических проблем, что закономерно соответствует целям и задачам экологической безопасности окружающей среды и природы, по каким-то причинам "забыли" предусмотреть в законодательстве ответственность за здоровье, благополучие и продолжительность жизни самих граждан Российской Федерации.
По требующим проверки сведениям, согласно федеральному законодательству, на отходы классов с первого по четвертый, для утилизации отходов требуется составить документ, в котором будет отражена принадлежность утильсырья к соответствующему виду и классу опасности, и перечислены его составляющие.
При этом якобы оформляют бессрочный паспорт лишь на мусор от первого до четвёртого класса. Если это действительно так, то на каком основании и по какой причине для пятого класса подобной обязанности законодательно не предусматривается?
Если считается, что подобный мусор "пятого класса" практически не влияет на состояние окружающей среды и не требует каких-то особых условий перевозки и очистки, а сюда входят: отходы с предприятий, перерабатывающих древесину; яичная скорлупа; бумажная и картонная макулатура; солома; керамические черепки; щебёнка; цементный, гипсовый и кирпичный бой; металлолом; большая часть просроченных продуктов питания; чистые пластиковые ёмкости, пришедшие в негодность, то на каком основании и по какой причине остался "в стороне от проблемы" мусор не ТБО и не производственный, а "медицинские и биологические отходы медучреждений"?
Какая часть под названием "большая часть" подходит под категорию "пятого класса" и какие именно продукты питания? Прошу привести нормативно-правовой акт.
Граждане, которые обращаются ко мне по вышеуказанному вопросу предполагают, что "медицинские отходы и инфицированные биоотходы из больниц" могут попадать на свалки под "прикрытием" мусора ТБО "пятого класса" и просят проверить тщательно все имеющиеся на территории Чувашии свалки, в том числе несанкционированные и с ГБО на предмет попадания "медицинских и биоотходов" на их территорию.
Предусмотрена ли действующим законодательством ответственность за нарушения в сфере обращения медицинских отходов, включая био- и фармпродуктов?
Также жители жалуются, что чиновники от Минприроды Российской Федерации, разрабатывая данную классификацию, как им показалось, действовали в интересах исключительно экологических проблем, что закономерно соответствует целям и задачам экологической безопасности окружающей среды и природы, по каким-то причинам "забыли" предусмотреть в законодательстве ответственность за здоровье, благополучие и продолжительность жизни самих граждан Российской Федерации.
Не пора ли законодательно предусмотреть правила обращения с медицинскими отходами и ответственность за причинение жителям - гражданам населенных пунктов Российской Федерации угроз эпидемиологической опасности и развития (и/или перехода в хроническую форму) различных болезней из-за удушья от работы различных коммерческих фирм по сжиганию и переработке, обеззараживанию медицинских отходов, в т.ч. класса "Б" и "В"?
На основании изложенного прошу рассмотреть вышеназванные коллективные обращения граждан республики Чувашия и тщательно проверить и исследовать "...выбросы вредных веществ с невыносимым токсичным запахом", как об этом сообщили граждане в микрорайоне "Юность", а также определить, установить и зафиксировать источник выброса "зловонного запаха" с забором соответствующих "проб" для лабораторного исследования на содержание в этих пробах органических и/или неорганических веществ (удушающе влияющие на обонятельные рецепторы граждан), на наличие в воздушных массах микрочастиц, микробов, бактерий (включая анаэробы и пр.), которые могут быть эпидемиологически опасны для живущего поблизости с производством "обезвреживания и/или сжигания мед- биоотходов" населения.
Прошу дать ответы на все поставленные вопросы как в обращениях граждан, так и в настоящем обращении и направить письменную информацию о результатах рассмотрения данного вопроса с ответами на мой адрес в установленные законом сроки.
Приложение на шестидесяти восьми страницах.

С уважением,
И.Ю. Моляков
Tags: Деловая переписка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments