Генеральная прокуратура Российской Федерации
Министерство внутренних дел Российской Федерации Колокольцеву В.А.
Некоммерческое Партнерство "Росконтроль"
Территориальный орган
Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и
социального развития по Чувашской Республике
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
(Росздравнадзор)
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Чувашской Республики (далее - Территориальный фонд)
Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА)
Президенту Российской Федерации
Путину Владимиру Владимировичу
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Депутата
Государственного Совета
Чувашской Республики
Молякова Игоря Юрьевича
Обращение
Настоящим сообщаю, что ко мне в ходе депутатского приема обращаются граждане, обеспокоенные вопросами утилизации и оборота медицинских отходов из медицинских учреждений Чувашской Республики.
Так, 06.06.2019 года ко мне обратились жители и общественность микрорайона "Юность" северо-западного района г. Чебоксары с "... настоятельной просьбой о внесении на рассмотрение в правительство Чувашской Республики вопроса о прекращении деятельности Центра утилизации медицинских отходов, расположенного г. Чебоксары по ул. Университетская, д.24 (юридический адрес ООО "Экологическая медицина": ЧР, г. Чебоксары, Лапсарский проезд, 25)." (далее - Обращение, копия прилагается).
Жители жалуются, что с вопросами охраны окружающей среды якобы не рассмотрен одновременно вопрос об охране здоровья и благополучия граждан при обращении медицинскими учреждениями и коммерческими организациями с оборотом отходов от деятельности медицинских учреждений, включая коммерческие организации указанного профиля.
Кроме того, в своем втором коллективном обращении с подписями на тринадцати страницах, жители улицы Университетская и к ней прилегающих, уже несколько лет, с их слов "...отравляет резкий и противный до тошноты запах", который производит якобы вышеуказанный ООО "Экомед" (далее - объект), по утилизации медицинских отходов, расположенный в ангаре за клиникой "Северная" по ул. Университетская, д.24.
К коллективному обращению от 09.07.2018 года, направленному жителями в Роспотребнадзор Чувашской Республики приложена схема расположения данного объекта с просьбой особо обратить внимание на факт "... Возле здания Центра 07.07.2018 года произошло пожарное возгорание", в связи с чем, прошу дать подробный ответ о результатах рассмотрения указанного обращения Роспотребнадзором Чувашской Республики (вход. №11-9694-11 от 09.07.2018 г.)
В своих обращениях граждане достаточно подробно описывают факты и доводы, требуя дополнительных исследований, компетентных тщательных проверок, в том числе на законность размещения и эксплуатации данного заведения в жилой зоне центральной части города.
Вместе с тем, прошу особо обратить внимание на нижеследующее.
Согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, доведенным Письмом от 22.04.2015 года № АА-03-04-36/6554 "О направлении разъяснений" "... в связи с поступлением обращений территориальных органов Росприроднадзора и хозяйствующих субъектов по вопросу регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами сообщает
следующее.
1. В настоящий момент действующим законодательством Российской Федерации вопросы обращения с медицинскими отходами и отходами производства и потребления разделены" (!?).
В соответствии с частью 6 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.
Что означает словосочетание: "... в той мере, в какой это необходимо"?
Тогда, в "какой мере это необходимо"? Какой конкретно фактор и/или показатель регулирует эту самую "меру"?
Частью 2 стати 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон № 89-ФЗ) установлено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон № 323-ФЗ) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого¬анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Правительством Российской Федерации утверждены "Критерии разделения медицинских отходов на классы по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания (Постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2012 № 681)".
Согласно указанным Критериям медицинские отходы делятся на пять классов опасности: класс А, Б, В, Г и Д.
Классификация медицинских отходов и характеристика их морфологического состава представлены в разделе втором СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами" (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), предназначенных для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
Соответственно, все отходы, образующиеся в результате хозяйственной и иной деятельности медицинских организаций, относятся к медицинским отходам.
Согласно части 3 Закона № 323-ФЗ медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В настоящее время в соответствии с законодательством о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с медицинскими отходами в целом регулируются санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10, а также санитарными правилами СП 2.1.7.1386-03 "Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления".
Пунктом 1.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 определено, что данные санитарные правила и нормы устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур, а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.
Контроль (надзор) за соблюдением СанПиН 2.1.7.2790-10 проводится органами, осуще-ствляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации - Роспотребнадзором и его территориальными органами.
В соответствии с пунктом первым Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 322, Роспотребнадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно- эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.
Соответственно, вопросы регулирования деятельности с медицинскими отходами относятся к компетенции Роспотребнадзора.
Однако (!), по требующим проверки сведениям, наряду с этим, законодательством Российской Федерации требования по получению лицензий на деятельность по
- обезвреживанию и размещению медицинских отходов,
- оформлению паспортов на медицинские отходы,
- разработке проектов нормативов образования медицинских отходов и лимитов на их размещение,
- внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении медицинских отходов,
- предоставлению отчетности в области обращения с медицинскими отходами не установлены (?).
Для четкого установления области использования требований природоохранного законодательства (в частности Закона № 89-ФЗ) медицинскими организациями Минприроды России направило запрос в Роспотребнадзор, о чем уведомило Росприроднадзор письмом от
19.12.2014 № 12-44/29213.
По требующим проверки сведениям, на основании вышеизложенного в настоящее время якобы действие норм Закона № 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы?
Как так, если действие норм Закона № 89-ФЗ, а также нормативных правовых актов Минприроды России в области обращения с отходами не распространяется на медицинские отходы, то по какой причине и на каком основании регулирование "обращения с медицински¬ми отходами" вменено в компетенцию Минприроды?
В части регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами Росприроднадзор и его территориальные органы руководствуются Федеральным законом № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", а также позицией Минприроды России от
01.10.2014 № 05-12-44/22301, которая доведена до всех территориальных органов Росприроднадзора письмом от 30.10.2014 № АА-03-04-36/17268 "О направлении позиции Минприроды России" (... Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет "письмо от 01.10.2014 № 05-12-44/22301" для руководства и учета в работе позицию Минприроды России по вопросу регулирования природоохранной деятельности с медицинскими отходами).
2. Кроме того, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации Письмом от 19.12.2014 года № 12-44/29213 было представлено "Разъяснение по вопросу взимания платы за размещение медицинских отходов".
В вышеназванном "разъяснении" изложено следующее.
Минприроды России рассмотрело письмо Росприроднадзора от 9 октября 2014 года № ОД-06-01-28/15721 по вопросу взимания платы за размещения медицинских отходов сообщает.
В настоящий момент, действующим законодательством Российской Федерации вопросы обращения с медицинскими отходами и отходами производства и потребления разделены.
3. Для четкого установления области использования требований природоохранного законодательства (в частности Закона об отходах) медицинскими организациями, в том числе лечебно-профилактическими учреждениями, Минприроды России направило запрос в Роспотребнадзор с просьбой дать ответы на следующие вопросы:
- образуются ли в указанных учреждениях отходы, которые не попадают под категорию "медицинских отходов", и какие это (по происхождению, условиям образованию и примерному составу) виды отходов;
- с какими типами или отдельными частями (отделениями) медицинских организаций связано образование таких отходов;
- утрачивают ли медицинские отходы после их обеззараживания (дезинфекции) свои опасные для здоровья человека свойства, что позволяет распространить на них требования природоохранного законодательства:
по паспортизации, лицензированию, разработке проектов и утверждению нормативов образования и лимитов на размещение, внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду и др.?
Из ответом следует, что в случае положительных ответов на указанные вопросы Росприроднадзор может установить (а может и не устанавливать?) классификационные при¬знаки таких отходов и после согласования с Роспотребнадзором включить их в "Федеральный классификационный каталог отходов" и банк данных об отходах. (Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Д.М.Беланович. Электронный текст документа подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по: рассылка).
Возникает вопрос: так установлены ли указанные " классификационные признаки таких отходов или не установлены?
4. Изменения в Федеральном законе № 89 в рамках "мусорной" реформы: новые правила вывоза и захоронения отходов Закон "Об отходах производства и потребления" - основной документ, регулирующий работу с мусором (№89-ФЗ от 24.06.1998).
Он определяет, как происходит вывоз отходов на специальные территории, и как осуществляется их дальнейшая переработка, кто ответственен за эту процедуру, на каком уровне устанавливаются тарифы за обработку мусора, и кто уполномочен их утверждать.
В рамках реформирования системы обращения с отходами в закон были внесены поправки в 2017 и в 2018 годах (№503-Ф3 от 31.12.2017, №272-ФЗ от 29.07.2018 и №483-Ф3 от 25.12.2018).
Изменения коснулись:
- принципов нормирования обращения с отходами для предприятий;
- разделения полномочий в области обращения с ТКО между региональными и местными властями;
- механизма вывоза мусора;
- правил формирования тарифов за вывоз отходов.
Таким образом, по требующим проверки сведениям, в сфере нормирования в области обращения с отходами с 1 января 2019 действуют новые нормы обращения с отходами (п. 2 ст. 3 №219-ФЗ от 21.07.2014)?
Процедуре нормирования посвящена отдельная статья закона (ст. 18 №89-ФЗ).
Она устанавливает лимиты на производство мусора юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Последними поправками существенно изменено её содержание: требования по обращению с мусором устанавливаются в зависимости от категории, присвоенной объекту,
на котором предприятие осуществляет свою деятельность.
Следует ли из этого, что объекты здравоохранения и иные подобные организации, не-зависимо от формы собственности, обязаны процедурно пройти факт "присвоения медицинского мусора" соответствующей категории?
5. Всего якобы предусмотрено 4 категории мусора и отходов, которые зависят от уровня пагубного воздействия на окружающую среду (Постановление Правительства РФ от 28.09.2015 №1029), т.е. предприятия, работающие на объектах I и II категорий, обязаны разрабатывать нормативы создания отходов и лимиты на их размещение (п. 2 ст. 18 №89-ФЗ):
1) для предприятий I категории предусмотрена особая процедура разработки нормативов:
- нормы утверждаются после получения комплексного экологического разрешения;
- для оформления разрешения требуется заключение государственной экологической экспертизы (п. 3 ст. 18 №89-ФЗ);
2) предприятия на II категории объектов сдают отчётность об обращении с отходами в форме декларации о воздействии на окружающую среду:
- в неё вносят информацию об объеме образовавшихся и размещенных отходов (п. 4 ст. 18 №89-ФЗ);
3) предприятия III категории предоставляют отчёт о полном цикле работы с отходами (от создания до утилизации и захоронения).
Он подаётся в уполномоченный орган (п. 5 ст. 18 №89-ФЗ);
4) предприятия, работающие на IV категории объектов, освобождены от предоставления отчётности по работе с отходами (п. 6 ст. 18 №89-ФЗ).
Изменены полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами с 2019 года.
6. С 2019 года изменились полномочия местных органов власти (органов местного самоуправления) касательно обращения с ТКО (№503-Ф3 от 31 декабря 2017 г.):
- на некоторых уровнях зона ответственности расширилась, на других, напротив, была сокращена.
Власти городских поселений теперь отвечают не только за сбор и транспортировку мусора, но также за следующее:
- создание и содержание мест накопления ТКО;
- разработку схемы размещения территорий захоронения ТКО;
- ведение реестра созданных мест накопления;
- проведение мероприятий, направленных на воспитание экологической ответственности и формирование экологической культуры в области обращения с ТКО (п. 1 ст. 8 №89-ФЗ).
Из ведения органов местного самоуправления муниципальных районов исключены мероприятия по сбору, транспортировке, обработке, утилизации и захоронению ТКО.
Теперь они уполномочены:
- создавать и содержать места накопления ТКО;
- разрабатывать схемы размещения созданных территорий;
- вести реестр мест накопления;
- организовывать мероприятия по воспитанию и формированию культуры обращения с ТКО (п. 2 ст. 8 №89-ФЗ).
Органы местного самоуправления городских округов также потеряли свои прежние полномочия по полному циклу обращения с ТКО (от сбора до захоронения) и теперь уполномочены только на создание и содержание мест накопления отходов, а также на проведение мероприятий по экологическому воспитанию граждан (п. 4 ст. 8 №89-ФЗ).
А каким образом новые изменения в законодательстве коснулись "медицинских отходов"?
7. В 2017 году в закон об отходах были введены переходные положения (№254-ФЗ от 03.07.2016).
Вероятно, что их цель - смягчить процесс проведения “мусорной” реформы, обеспечив поэтапное внедрение новых правил обращения с отходами.
Вопрос: для каких категорий населения внедрение новых правил "улучшил ситуацию с отходами"?
Очевидно, что было заявлено три главных новшеств: полностью обновить механизм обращения с ТКО (сбор, хранение, утилизация); ввести новые требования к территориям захоронения отходов; создать систему региональных операторов по обращению с ТКО.
Однако был ли учтен значительный рост стоимости удаления отходов для населения?
Кто ответит за рост несанкционированных свалок?
Почему одновременно с "мусорной реформой" не наведен порядок в обороте "медицинских отходов"?
Кто понесет ответственность за "отравленный воздух" в черте города Чебоксары, если факты и доводы жильцов подтвердятся?
Введённые в 2017 году и дополненные в 2018 переходные положения делают исключения из новых правил для городов федерального значения, а также допускают некоторые послабления в рамках исполнения установленных законом требований.
Поправками 2017 года предусмотрены следующие условия:
- для города Москвы и входящих в неё муниципалитетов разрешается использование объектов захоронения ТКО, созданных до введения новых положений закона, до 1 января 2025 года (и. 1 ст. 29.1 №89-ФЗ);
- требование о запрете размещения ТКО на территориях, не внесенных в государственный реестр, не распространяется на Республику Крым и город Севастополь до 1 января 2020 года (п. 2 ст. 29.1 №89-ФЗ);
- до 1 января 2023 года допустимо использование объектов для захоронения, не внесённых в госреестр, если они были введены в эксплуатацию до 1 января 2019 года (п. 2.1 ст. 29.1 №89-ФЗ).
С января 2019 года действует ряд дополнительных переходных положений (п.п. 5-9 ст. 29.1 №89-ФЗ):
- города Москва, Санкт-Петербург и Севастополь имеют привилегию не назначать единых операторов по обращению с ТКО до 1 января 2022 года;
- в случае неудавшегося конкурсного отбора оператора местные власти имеют право заключить договор с юридическим лицом без организации конкурса (на срок не более 1 года);
- если по объективным причинам конкурс по утверждению регионального оператора не может быть проведён, власти имеют право не назначать его в одной или нескольких территориальных зонах вплоть до 1 января 2020 года;
- если объект захоронения ТКО не имеет необходимой документации, но введён в эксплуатацию до 1 января 2019 года, его использование допустимо до 1 января 2023 года;
- разрешено использование объектов захоронения ТКО особых классов опасности (с I по IV) при отсутствии у них лицензии на работу с такими видами отходов.
8. По требующим проверки сведениям, согласно федеральному законодательству, на отходы классов с первого по четвертый, для утилизации отходов требуется составить документ, в котором будет отражена принадлежность утильсырья к соответствующему виду и классу опасности, и перечислены его составляющие.
При этом якобы оформляют бессрочный паспорт лишь на мусор от первого до четвёртого класса. Если это действительно так, то на каком основании и по какой причине для пятого класса подобной обязанности законодательно не предусматривается?
Если считается, что подобный мусор "пятого класса" практически не влияет на состояние окружающей среды и не требует каких-то особых условий перевозки и очистки, а сюда входят: отходы с предприятий, перерабатывающих древесину; яичная скорлупа; бумажная и картонная макулатура; солома; керамические черепки; щебёнка; цементный, гипсовый и кирпичный бой; металлолом; большая часть просроченных продуктов питания; чистые пластиковые ёмкости, пришедшие в негодность, то на каком основании и по какой причине остался "в стороне" мусор не ТБО и не производственный, а "медицинские и биологические отходы медучреждений"?
Граждане, которые обращаются ко мне по вышеуказанному вопросу предполагают, что "медицинские отходы и инфицированные биоотходы из больниц" могут попадать на свалки под "прикрытием" мусора ТБО "пятого класса" и просят проверить тщательно все имеющиеся на территории Чувашии свалки, в том числе несанкционированные и с ТБО.
Также жители жалуются, что чиновники от Минприроды Российской Федерации разрабатывая данную классификацию, как им показалось, действовали в интересах экологических проблем, что закономерно соответствует целям и задачам экологической безопасности окружающей среды и природы, по каким-то причинам "забыли" предусмотреть в законодательстве ответственность за здоровье, благополучие и продолжительность жизни самих граждан Российской Федерации.
По требующим проверки сведениям, согласно федеральному законодательству, на отходы классов с первого по четвертый, для утилизации отходов требуется составить документ, в котором будет отражена принадлежность утильсырья к соответствующему виду и классу опасности, и перечислены его составляющие.
При этом якобы оформляют бессрочный паспорт лишь на мусор от первого до четвёртого класса. Если это действительно так, то на каком основании и по какой причине для пятого класса подобной обязанности законодательно не предусматривается?
Если считается, что подобный мусор "пятого класса" практически не влияет на состояние окружающей среды и не требует каких-то особых условий перевозки и очистки, а сюда входят: отходы с предприятий, перерабатывающих древесину; яичная скорлупа; бумажная и картонная макулатура; солома; керамические черепки; щебёнка; цементный, гипсовый и кирпичный бой; металлолом; большая часть просроченных продуктов питания; чистые пластиковые ёмкости, пришедшие в негодность, то на каком основании и по какой причине остался "в стороне от проблемы" мусор не ТБО и не производственный, а "медицинские и биологические отходы медучреждений"?
Какая часть под названием "большая часть" подходит под категорию "пятого класса" и какие именно продукты питания? Прошу привести нормативно-правовой акт.
Граждане, которые обращаются ко мне по вышеуказанному вопросу предполагают, что "медицинские отходы и инфицированные биоотходы из больниц" могут попадать на свалки под "прикрытием" мусора ТБО "пятого класса" и просят проверить тщательно все имеющиеся на территории Чувашии свалки, в том числе несанкционированные и с ГБО на предмет попадания "медицинских и биоотходов" на их территорию.
Предусмотрена ли действующим законодательством ответственность за нарушения в сфере обращения медицинских отходов, включая био- и фармпродуктов?
Также жители жалуются, что чиновники от Минприроды Российской Федерации, разрабатывая данную классификацию, как им показалось, действовали в интересах исключительно экологических проблем, что закономерно соответствует целям и задачам экологической безопасности окружающей среды и природы, по каким-то причинам "забыли" предусмотреть в законодательстве ответственность за здоровье, благополучие и продолжительность жизни самих граждан Российской Федерации.
Не пора ли законодательно предусмотреть правила обращения с медицинскими отходами и ответственность за причинение жителям - гражданам населенных пунктов Российской Федерации угроз эпидемиологической опасности и развития (и/или перехода в хроническую форму) различных болезней из-за удушья от работы различных коммерческих фирм по сжиганию и переработке, обеззараживанию медицинских отходов, в т.ч. класса "Б" и "В"?
На основании изложенного прошу рассмотреть вышеназванные коллективные обращения граждан республики Чувашия и тщательно проверить и исследовать "...выбросы вредных веществ с невыносимым токсичным запахом", как об этом сообщили граждане в микрорайоне "Юность", а также определить, установить и зафиксировать источник выброса "зловонного запаха" с забором соответствующих "проб" для лабораторного исследования на содержание в этих пробах органических и/или неорганических веществ (удушающе влияющие на обонятельные рецепторы граждан), на наличие в воздушных массах микрочастиц, микробов, бактерий (включая анаэробы и пр.), которые могут быть эпидемиологически опасны для живущего поблизости с производством "обезвреживания и/или сжигания мед- биоотходов" населения.
Прошу дать ответы на все поставленные вопросы как в обращениях граждан, так и в настоящем обращении и направить письменную информацию о результатах рассмотрения данного вопроса с ответами на мой адрес в установленные законом сроки.
Приложение на шестидесяти восьми страницах.
С уважением,
И.Ю. Моляков