i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Питер. 28 декабря 2016 - 7 января 2017. 93

В., выпив коньяка, завел оживленный разговор с мамой: «Отец, - говорил В., - рассказывал о музыке, пока ехали в трамвае. Признался, что мало кто понимает, что это такое. Понимаю, что музыка начинается с голоса. Основа - ритм и гармония. Но есть музыка тишины. Безмолвие - тоже образ. Про образы много рассуждал…». М., даже чуть выпив, закусив красной рыбкой, мрачности не утратил. Но в беседу встрял как раз тогда, когда попросил родных сгруппироваться вместе для съемки: «Пять часов сидел с бездельниками, должниками. Половину выгнал, поставил две двойки. Голова, как кочан капусты, вы развели теории. Образы. Инструмент огрубляет. Знаете - семь лет долбил на пианино. Снится: играю, дерево клавиш под пальцами. Замечаю, как они превращаются в древесные палочки. Шевелю - а они, бывшие пальцы, не двигаются. Если и двигаются, то на другом конце звук хриплый, слабый. Животное хищное издыхает». - «Чего несет! - удивленно вскидывается мама. - Вот сколько лет сама пела, отец пел. Разве голос - не инструмент? Все же напрямую. Всегда любила напевные интонации». Тут загалдели все, и даже М.. Я утверждал, что интонации речи в основе музыкальных образов. Как в арии нищего, у Мусоргского, в «Борисе Годунове» (про то, что у царя-ирода копеечку брать не стоит). Пришлось доказывать трагическую интонацию всей русской истории. Ни у одного народа она не была полькой-бабочкой, а у нас – и вовсе мрак. Одни цари-ироды. Мама - про душу, мол, музыка есть разговор на непосредственном языке души. В. поддакивал, но добавлял про неконкретность музыкальных образов. Образ-то есть, но попробуй, увидь его. Разговоры подвыпивших людей. Известно про их интонацию. Но, поскольку булочку накрывал толстым куском говяжьего языка, мазал толстым слоем хрена, поддержал, конечно, маму. С мудрым видом, прожевав мясо, высказывался: «Что есть поэзия души? Только мелодия». Усталый М. бурчал про Денисова и Губайдуллину: «И это поэзия?! Вот это полифония?! Лучше мои деревянные пальцы, ей-богу. Все для чего-то нужно. Мысль в черепушке окружающим неведома. Чтобы выразить ее, нужен звук. Противна мысль, отбарабаненная по написанному! Вот если звук мысли обладает интонацией, то к нему можно прислушаться. Чем сложнее явление, тем строже, суше надо к нему подходить. Я - за Лейбница, который утверждал про музыку как скрытую арифметику духа. Могу добавить: и алгебру». - «И тригонометрию тоже, - съязвил я. - Музыка - тайное метафизическое упражнение души», - констатирую. Мама: «Вот так так! Занесло вас, ребята - арифметика у одного, физкультура у другого». Продолжаю упорствовать: «Еще Шопенгауэр говорил, что насчет музыки философствовать бессмысленно. Она возникает с образом бессознательной воли. Не согласен, что мелодия не зависит от мира, существовать ей и тогда, когда не станет мира, Вселенной. Но звучит красиво, безнадежно. Загадка хороша не скрытой информацией, а садомазохистским чувством бессилия. Зря катим на гору камень: покатится в обратную сторону. Тайна - выражение чувства обреченности, бессмысленного упорства. Разум не может признать этого. Но как красиво сказано!» - «Верно, и безнадежно», - завершил разговор М..
Разговаривали недолго. Взяты яблоки, конфеты, мандарины, бананы, хлопушки, бенгальские огни. Переместились к телевизору. Возник президент. Без головного убора на редковолосой голове. Но в пальто. Какой-то распухший. Видимо, под пальто надеты теплые вещи, холодно, снег. Путин говорит надтреснутым, хрипловатым голосом. Он, видно, простужен: «Вот тебе и интонация, вот тебе и музыкальные образы. Словно стекло кто-то давит».
Бьют куранты. Стреляем из хлопушек. Оказываемся в конфетти. Ем яблоко с бумажными кругляшками. Шипит бенгальский огонь. Покалывает искорками-иголочками руки. Звонит О.. Выждав минут десять, связываюсь с дорогой И.. Она чуть выпила. Говорит: «Помнишь, как хорошо гуляли в парке Монрепо?». Мне ли не помнить! После разговора сердце гулко бьется, и сладко выдает драгоценные картинки-образы память. Звучит аккордеон Пьяцоллы.
Tags: Питер
Subscribe

  • Заметки на ходу (часть 577)

    Стоял перед «Юдифью» Джорджоне? Стоял как миленький. И перед Караваджо стоял, как на суде. Безбородый Иосиф Рафаэля мне нравился, но…

  • Заметки на ходу (часть 576)

    Может, в России, мысль, что «небо не слишком высоко», разрабатывать не стали из скромности. Другая мысль: «Небо высоко…

  • Заметки на ходу (часть 575)

    Концерты по селам и деревням. Люди – когда умело, а когда бездарно, но искренне, в передниках, блузах и шароварах, пели и плясали на маленьких…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments