i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Питер. 28 декабря 2016 - 7 января 2017. 91

Не могут разобраться - обращаются к расплывчатым понятиям. Скорее чувствуют, чем понимают. Понимание - вещь конкретная, чувственное - подвижно, эластично, относительно. Это нечто, существующее из-за того, то лишено границ, рамок, пределов. Парадокс: пребывает нечто в рамках и границах, но существование возможно, благодаря отсутствию четкости. Образ одного свойства (зрительный) может появляться за счет разных способов (гармонических или дисгармонических). Можно ли представить классическое немое кино без музыки? Под видеоряд «подкладывали» звучание оркестрика, инструмента или голоса. Речь порождала зрительные образы, а в немом кино отсутствовала. Шло интенсивное дополнение музыкальными картинками. Титры не в счет. Они слабо заменяли живое слово. Штука древняя. В церкви служба - театральный спектакль (от греческой трагедии). Что в католическом, что в православном храме, живое слово пастыря встраивалось в музыкальный ряд, спектакль с одними действующими лицами обволакивался музыкальными образами. Взаимное стремление друг к другу образов несхожих. Когда священник торжественно произносит слова Писания, то он «поет» словами. В православном храме взаимное влечение доходило до слияния, тексты распевались мужскими хорами. Суетливый Запад в качестве культурного достижения являл быстроту, мощь воздействия подручными средствами. У православных, в церквях, не было музыкальных инструментов. Только голоса. Своды Парижского или Реймского кафедральных соборов сотрясал рев органа. Музыкальные видения великой силы подавляли образы человеческой речи. Что есть духовная распущенность? Намеренное преувеличение одной из разновидностей образов для скорейшего достижения цели. В итальянских храмах и пение, и орган, и сладкое чтение проповеди, великолепные картины, нагло выпадающие из канона, скульптуры соблазнительной красоты (скульптура Микеланджело в соборе Святого Петра), лики Мадонны с румяными щечками и алыми губками. Все бьет в одну цель - в сердце. Органы имеются в протестантских церквях, стремящихся умерить человеческие вольности в храмах католических. В русских храмах до сих пор поют, будто стесняются чего-то. Нетерпеливый Запад (в мечетях никто не играет и даже не поет) научился выдавать видео-образы в фотографии. Он заставил картинки двигаться, быстро одолел период кино-памяти, и вот, ускорение до приличных скоростей видеоряда накладывается на живые голоса. И этого мало - лучшие голоса, оркестры подрядились «лабать» для кинолент музыкально-образное сопровождение. Кино для толп - важнейшее из искусств. Но оно же - самое «халявное» развлечение, способное «утопить» социум. Зачем стремиться к созиданию, если твои самые смелые фантазии перенесли на экран? «Скачки» в иные измерения, искусственный разум, воскрешение мертвых, голые бабы, мускулистые мужики, полеты «во сне и наяву», сам конец света, ад, рай, Господь Бог и Князь мира сего - все приготовлено для различных уровней культуры и способностей восприятия. Зачем же стремиться вперед, если тебе все показали? Некоторые кинорежиссеры хитрят, исключают музыкальное сопровождение (элитное кино, арт-хауз). Однако, в мешанине музыкальных образов отсутствие музыкального звучания превратилось в автономный музыкальный образ. Композиторы, творящие «тишину». Все проще. Для дешевого сериала дорого привлекать композиторов и музыкальные коллективы. Быдлу сойдет и минимальный набор звуков. Халтурщик на ниве создания образов, не стесняясь, использует произведения, ставшие классическими. Выдающиеся кинорежиссеры, даже облегчая задачу, «впихивая» видео-образы в башку киномана, идут до конца - они работают с композитором над звукорядом киноленты. Таков был Трюффо, насыщавший свое кино музыкальными находками. Из экономии работал с мастером киномузыки Деларю (удачна звуковая дорожка в фильме «Две англичанки и «Континенталь»). Отечественное дарование, Быков, музыку к кинофильмам сочиняет сам, даже в сериалах (первая часть восьмисерийного киноварева «Спящие»).
В новогодний вечер Филармония забита. Ни одного свободного места. У многих композиторов нет большого опыта работы в кино. Но их опусы исключительно кинематографичны, «выпуклы», конкретны. Когда слушаешь аккордеон Пьяцоллы, душу заполняют видения: страстные женщины, порывистые кавалеры, ведущие партнерш в ритме аргентинского танго, и светлая грусть оттого, что тебе никогда так не станцевать.
Tags: Питер
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments