i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Питер. 28 декабря 2016 - 7 января 2017. 90

Формирование музыкальных образов - загадка. Вспоминая «Наяду» Летура, отдаю отчет в том, что этот образ иной, чем заключительный аккорд из альбома «Битлз» «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера». Есть иные тайны, связанные с музыкальным звучанием. Относительный слух иной, нежели абсолютный. Но и абсолютность восприятия ухом противоречива. Услышав мелодию один раз, можешь точно ее воспроизвести. То есть проявить активность абсолютного. Или с воспроизведением сложности не узнаешь мелодию, услышанную несколько десятилетий назад. Абсолютность пассивная. Хорошо, если есть, хоть какой-нибудь, слух, то есть способность различать звуки или группы звуков по их высоте. Знак, поданный глухому, совсем не то, что знак, зафиксированный звуком. Богаче и быстрее усваивается сигнал. И, надо признать, звук-знак имеет двойное значение: практическое (кто-то орет тебе «стой!», останавливаешься и избегаешь столкновения с автомобилем), метафизическое - приближаешься к тайне звукового образа. Более того - погружаешься в тайну (долго размышляешь, почему так положительно повезло именно тебе, вовремя предупрежденного).
Слух - богат. Помимо высоты, выстраиваются в «цепочку» сила, тембр, фразировки, формы, ритмы. После занятий за инструментом разделил способы извлечения звука по степени важности. Самый древний способ - ритмические удары палкой или рукой в бубен или барабан. Гортанные ритмические крики к инструментальным приспособлениям не относятся. Знал - голос человека есть изначальный инструмент, порождающий все остальные. Не менее древние - дудки, рожки, простейшие трубки с отверстиями. Здесь не сила удара, а сила выдыхаемой или подаваемой в инструмент воздушной струи. Гармонь, аккордеон, орган - из этой, «воздушной», плеяды. Напряжение натянутой струны различной толщины. Пианино связано с этим способом извлечения звука.
Шли на концерт, в котором должно произойти соединение ударных, смычковых, духовых. Возможность соединения разнородных музыкальных объектов - ладовая природа гармонии. Загадка же абсолютного слуха до конца не ясна. Общие фразы - врожденная способность. Ужас! «Врожденно талантлив», - заявляем мы. Но сколько людей (а их большинство) ничем «врожденным» не обладают - не берут высокие ноты и не перемножают в голове сногсшибательные цифры. Людской массе обидно наблюдать за «врожденными» халявщиками. Они поют, пляшут. А мы метем улицы и обречены за малую копеечку десятилетиями производить за станками однотипные движения. Умненькие, ради успокоения «сереньких», придумывают счетные машинки, издают «желтую» прессу, где вываливают в грязи высосанных из пальца звезд (конвейер придуман в Голливуде), выдумывают эрзац-школы и университеты, обрушивают в ушные раковины «море» попсы (особенно мерзок рэп). «Сереньких» всегда будет больше. Угомонить их до конца не удастся. Кто-то проникает чуть дальше в процесс возникновения образов. Большинство к развивающимся образам отношения не имеют. Вечное противоречие. В моменты обострения большая кровь неизбежна. «Избранные» пытаются сделать прививки от чумы бунтов малой кровью. Не получится. Есть тайна образа, есть и ее черная сторона. Беспокойное представление о смерти. Об этом хорошо написано в «Жане-Кристофе» у Ромена Роллана (первое «соприкосновение» героя с роялем). Бессмертный «Доктор Фаустус» Томаса Манна. Кстати, Петр Ильич Чайковский не обладал абсолютным слухом, а по базовому образованию юрист.
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments