i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Питер. 28 декабря 2016 - 7 января 2017. 89

Девчонка, исполнявшая песенку из фильма лет сорок назад (тогда был жив Абдулов, Фарада, а Гафт обладал «трезвым» мироощущением), мила. Песня, усиленная аппаратурой в сотни ватт, превратилась в рев чудовища, мечущегося в площадной лоханке. Седьмой час вечера, а в восемь мы с В. идем на концерт в Филармонию. Аргентинская музыка (в основном танго). Четыре музыканта обещают незабываемый новогодний праздник. Заглавный инструмент квартета - банденион. Астор Пьяцолла и его знаменитая «Adios Pepino». Щемящая грусть сочинения навевает образы осеннего леса, утраченной любви, одиночества. И, хотя Спенсер утверждал, что музыка - интонации страсти возбужденной речи (что прекрасно выражено в аргентинском танго «Аромат женщины» с Аль Пачино), упомянутая пьеса Пьяцоллы опровергает данное определение. Образы, вызванные рваными ритмами танго, пропитавшие мозг, изнежены неповторимыми изделиями Фортуни. «Маленькие птички» вцепились коготками в мягкую поверхность мозга. Рычание в тысячу ватт девицы, как буря, старается сдуть видения-пташки, но они держатся из последних сил.
Снега нет. Мокрая брусчатка широкого моста, ведущего к Капелле, раскрывает неимоверную по трагизму битву: у животных - рев, биологический феномен. Идеально подходит к мраку и сырости последнего вечера года! Человек также способен на рев. И вопит тем громче, чем глупее и порочнее. Механизм слуха приемлем для моего уровня развития, - объяснил Гельмгольц: бинауральный эффект. Глаз - эффект стереоскопии, а вот если субъект оглохнет на одно ухо, то исчезнет указанное явление бинауральности. По одному источнику восприятия нельзя определить, откуда исходит. Нужно усиленно крутить башкой, иначе не услышишь предостерегающего сигнала автомобиля. Тут и наступит тебе конец. Материальным носителем бинауральности является внутриушная «ракушка». Нервных окончаний в ней всего шестнадцать тысяч. Не сравнить с глазом, в котором колбочек и палочек - десятки тысяч. Творец согласился с истиной - лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Вот и лепил «ракушку» напоследок. Заложил механизм резонансности, «улитку», как мог, снабдил набором резонаторов. Они обрабатывают речь. Человеческий язык снабжен своей областью частот. Эти звуковые, весьма узкие, «территории» называются формантами. Гласные звуки имеют более концентрированные форманты - звуки резкие, ясные. У согласных форманты более обширны и напоминают шумы. Музыкальный рев - это гимн на все согласных (безумных) людей. «Бедность» уха, по сравнению с глазом, не помешала человеку, при имеющихся скромных возможностях, воспринимать резонансные волны (у летучих мышей они богаче), развиться на слуховой площадке «по слову». Римский-Корсаков давал характеристики музыкальным инструментам: фагот грузный, напряженный. Флейта - холодная, блестящая. Слуховые нервные окончания не изолированы, входят в единую нервную систему. Ценнейшее в слухе - неразрывная связь с речью, что порождает музыку. Путь к этой связи не близкий. Ее формирование продолжается до сих пор.
Иду с В. в темной подворотне, а незаметный процесс укрепления связи слуха и речи продолжается. Метод проб и ошибок. Не туда наступил (в лужу) - ощущение сырости в ботинке и всплеск воды (нечто музыкальное). На самом деле звук растревоженной воды совсем не тот, который воспринимается довольно слабыми нашими «локаторами». Оттого так велика страсть человека к усилению звука. Мучает загадка - как звук превращается в образ того, чего никогда не существовало в природе? Обман. В итоге - рев, впадение в животное состояние. Это хуже ритма (протомузыка, имеющая религиозно-мистическое происхождение - ритуальные танцы). Музыкальный слух выводит за пределы ощущение восприятия. Музыкальные образы есть таинственная, никем не разгаданная процедура существования в гармоническом исполнении памяти и воображения. Трудная работа противостояния животного рева и оторванного от реального воплощения музыкального образа.
Грохот на площади стих. Его место заняли уличные шумы - шелест автомобильных шин, гудки, радостные голоса людей. С В. подходим к дверям Филармонии. Уши у меня всегда хорошо промыты.
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments