i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Питер. 28 декабря - 7 января 2017. 86

Иллюстрации графа Ланского к Библии - праздник. Книга средних размеров, плотные желтые страницы украшены в авангардном стиле. Веселая «возня» двух начал - черные буквы, цветные прямоугольники, полусферы, квадраты. Черный текст «расшатывает» его изобразительную составляющую. Но, цвет-то тоже в бою: не сдается, ввинчивает длинные «шурупы» въедливых предложений. А еще - Велимир Хлебников. Андрей Михайлович на стороне рисунка и, вместе с цветным воинством, стремится одолеть раскаленные угольки слов-смыслов. Голыми красками не взять. Нашел Хлебникова, поэта, расшатывающего устоявшиеся смыслы изнутри. Не бессмысленное шипение и вопли. Изверг Велимир, тщедушный палач, тянет из слов иные смыслы, звучание. Тут из засады, с красочным войском, вылетает Ланской. Ощущаю отступление трезвого слова. Хлебников, проиллюстрированный бывшим белогвардейцем, - безумие, первозданный хаос, вот только нет Творца с шестью днями творения (на судный день Яхве отдыхал), чтобы привести схватку цвета и смысла хоть к какому-то соответствию. Это лишь начало новогоднего вечера.
Тридцать минут до закрытия. Нервно «вибрируют» смотрители. Пробираюсь в сказку. Чудесной зимой Эрмитаж, помимо Яна Фабра, Башмачникова, Ланского, японцев, обрушил на мою голову кудесника Мариано Фортуни-и-Мадрасо. «Лечу» к залам с работами испанского художника-универсала, отмечаю новые картины, появившиеся в залах импрессионистов. Шарль Герен: «Музыкант», «Ожидание», «Дама с розой», «Терраса», «Обнаженная». Шарль Котте: «Вид Венеции с моря», «Марина с видом Венеции вдали». Феликс Валлоттон: «Пейзаж». Арк-ла-Батай: «Женщина в черной шляпе». На подходе к экспозиции Фортуни из женского туалета выскочила крохотная китаянка в синем брючном костюме полувоенного образца. На выходе задержалась, и закрывающаяся дверь, с цилиндром-помпой вместо пружины, подтолкнула женщину под тощий зад. Узкоглазая коротышка вылетела на меня. Еле увернулся, и дитя Поднебесной едва удержалось на ногах. Лицо ее некрасиво. Похожа на Набиуллину, только страшнее. Недобрый знак. А тут еще мысли об экспериментаторе Хлебникове. Новогоднее благодушие «пошатнулось». Оглянулся, а китаянки след простыл. Подумал: «Дверью впихнуло девушку с Востока обратно в клозет».
Ускорил шаги. Портрет Фортуни. Голова в крупных кудрях, седых в старости. Яростный взгляд. Больдини - Серов. Фортуни - Макс Волошин и еще Леон Бакст. Волошин пешком прошел всю Италию. Очевидно, на глаза попадались иллюстрации работ Фортуни (к тому же, прекрасного фотографа). Схожесть лиц. Оба - серьезные мужики с руками, растущими из правильных мест. Прикладники, не чистые художники. С Леоном Бакстом, полагаю, встречались лично. Страсть к украшению тканей и самостоятельному созданию одежды, одеял, ковров, подушек, фесок, пальто, шалей. Волошин строил дом на берегу моря, и Фортуни устраивал свое палаццо в Венеции, как ему хотелось. Склонность к коммерции. Бакст занимался ею открыто, а испанец заявлял, что создает одежду для коллекций, не на продажу. Он, якобы, всего лишь инженер, создававший чертежи ткацких станков. Однако, имел представительство в Нью-Йорке, Болонье, Милане. Платья испанца - бесценны. Знаменитый стиль «Делфос». Чудо из плиссированного шелка мечтает иметь каждый музей. Раньше видел «делфосы» художника на фотографиях в альбомах. Восторгался. И вот они передо мной. Европейские женщины, с появлением этой одежды, избавились от жестких корсетов. Словно длинный бокал для шампанского, на тонкой ножке. Шелк распускается внизу, как созревший цветок. А «кносский шарф»! А рукава на платьях, похожие на крылья летучей мыши! Фортуни шутил: «Я ничего не показываю и ничего не скрываю». Под этими словами мог бы подписаться и великий Больдини.
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments