i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Питер. 28 декабря 2016 - 7 января 2017. 49

Язык безусловен. Пусть примитивное мычание, простейшие жесты. Нет языка - нет людей. Про жесты и мычание: они-то раньше слов, предложений. Боевой сигнал трубы чувствуют все. Как угрозу. Мелодия и внешние влияния - выкрутасы чувств коллективных, изощренность мысли, экономические влияния, идеологии, войны. Музыка - наиболее всеохватывающее отражение всего посюстороннего. Даже безразличная природа отражена в мелодиях. Мало думают об ином. Изнутри-то тоже много чего лезет, ползет, прорывается.
Концертный зал притих. Хлопали - появился оркестр. Первая скрипка (высокий красавец) встал, смычком бережно вытянул из струн звон. Многоголосие остальных инструментов, как ручейки в одно русло, влились вслед за ведущим музыкантом в один поток. Слышно: разница между валторной и виолончелью. Это - внешнее. По внутренней же сути - единое.
Не язык безусловен, а звук, воспроизведенный с определенной целью. Заниматься музыкой - постоянно выяснять звуковое целеполагание. Богатство звучания, его разнообразие основаны на подчинении единому. Исполнители пьес кажутся вольными путниками. В действительности - ровный строй каторжан, вынужденных склоняться перед волей неведомого хозяина, сковавшего их цепью одного единственного звука. Настроились (выстроились) в идеальный ряд по звуковому ранжиру.
Неожиданно вбежал стройный дирижер, занял возвышающееся над оркестром место, взмахнул острой, как стилет, палочкой. Господин имеет средство воздействия - звук. Приказчик невидимого распорядителя звука - дирижер. Его задача - заставить работать звуковое подавление воли музыкантов волей сочинителя. В «Репетиции оркестра» Феллини показана горькая доля дирижера-приказчика. Самый грустный персонаж фильма. У остальных - пианисток, арфисток, виолончелистов, барабанщика - теплится утлая надежда, мелькают в глазах иллюзии, голоса гудошников выдают интерес.
У дирижера нет ничего. Он все знает про глупых музыкантов, о невидимом хозяине и музыкальном рабстве, в котором он постоянно пребывает. Оркестр (тем более дирижер) всегда в черном, словно на похоронах. Сейчас взяли моду выходить на публику в длиннополых рубахах (Чернушенко). То ли от бедности, то ли от стремления чуть ослабить давление благозвучных цепей.
На Доницетти (опера-буфф) руководитель оркестра вышел в классическом, черном, фраке, белом жабо. В руках (уже обращал внимание) - классическая палочка. Удобный пюпитр. Взмах - невольники-оркестранты заиграли воинственно-наступательную увертюру. Басисто агрессивные обороты перемежались свиристением лирической флейты. Но призывные звуки валторны звали к оружию. Перед оркестром - стулья. До начала увертюры появились шесть солистов - четыре мужчины и две женщины. На солистах фраки. Солистки в высоких (по самую грудь), длинных юбках, а на молоденькой - красная шаль. Расселись под громкие аплодисменты переполненного зала, замерли во время исполнения резвого вступления.
В Голливуде популярно симфоническое сопровождение блокбастеров (Алан Сильвестри, Дэйв Грузин, Эннио Морриконе). Доницетти, безусловно, на голову выше достойных людей, обеспечивающих киноряд музыкальным сопровождением. Но тон произведений - один и тот же. С такими композиторами, как Беллини, Россини, Доницетти, Верди, кинематограф, прекрасно подготовленный звуковым рядом, просто обязан был появиться. Сюжет прост. Война. Графиня Беркенфильд вместе со слугами покидает свой замок. А в полку, у капрала Сюльписа, девочка-найденыш, которую гренадеры взяли на воспитание всем полком. Солдаты поклялись, что, когда девочка вырастет, замуж ее отдадут только за гренадера. Мари (дочь полка) выросла в симпатичную, но грубоватую простушку. Гренадеры отловили в лесу Тонио. Посчитали за шпиона. А он оказался хорошим парнем. Мари и Тонио полюбили друг друга. Молодой человек записывается в гренадеры. Армия наступает. Графиня Беркенфильд возвращается в замок. Выясняется: Мари - ее незаконнорожденная дочь. Эта дочка живет в замке у графини. Она желает выдать ее замуж за знатного дворянина. Появляется капрал Сюльпис. Вышел в отставку и приехал навестить «дочку». Он против брака Мари и высокородного господина. А тут появляется Тонио, который прославился в боях, стал офицером, командует полком. За него-то как раз и выходит замуж Мари. Все счастливы. Финал.
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments