i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Питер. 28 декабря 2016 - 7 января 2017. 44

Концертный зал «втиснут» между узкой улицей и футбольным стадионом института имени Лесгафта. Развалили несколько домов позапрошлого века, вырыли котлован. С улицы не видно – а ведь один из лучших концертных залов в Европе. Высокие щиты, оповещающие о предстоящих представлениях, «сгребают» публику ко входу. Узкий проход «продавливает» людей к стеклянным дверям. Рамки металлоискателей, механизмы просвечивания сумок, люди в черном. Вдруг теснота расступается, широко «разливается» людской поток по овальному фойе. Спуск вниз, в раздевалку. Подобно водопаду низвергается сквозь несколько этажей хрустальная люстра. Под ней - новогодняя елка с заглатывающими блеск люстры темно-синими и фиолетовыми шарами.
Пивные возле зрелищных заведений - достояние не только улиц. Англия - страна, в музыкальном отношении, бедная (если не считать великого Перселла). Однако, островитяне умели выжимать выгоду из музыкальных постановок венецианских, неаполитанских, римских трупп. Авторы мадригалов (Монтеверди) трудились над созданием оперы - нового музыкального направления. Эпоха Возрождения заканчивалась, творческий «запал» слабо оживлял вялые музыкальные экзерсисы. Однако, флорентийская банковская вакханалия требовала художественного оформления. Трудно сказать, кто первым синтезировал слово и мелодию. Но то, что произошло это в Италии - несомненно. Композиторы учуяли: «мост» между словом и звуком (греховным, мелодичным, завлекательным) - контрапункт. Из него упорно «выковыривали» мелодию. Напев сразу «на волю» не выпускали, а пеленали его в металлические скобы аккордов. Ударит музыкант по клавишам клавесина, а потом долго чтец произносит текст. Снова аккорд, снова долгая цитата.
Ария. Дело пошло. Зародилась последовательность, имитировавшая канон церковных мадригалов. Но главной была не церковь, а предпочтения поэтов и композиторов. Популярны были рифмованные либретто Пьетро Метастазио. Множество европейцев, наносивших нотные знаки на бумагу, использовали тексты музыкального сценариста. Чудо оперы в раскрытии музыкальной основы слова, а музыка выступала в поддержку богатства языка.
Бельканто - это Италия. Язык ее - мелодичен. Грубый практицизм английской речи для высшей формы музыкального искусства не годился. Герберт Спенсер, позитивист и рационалист (видимо, от обиды за английскую речь), утверждал: истоки музыки - в эмоциональных выкриках возбужденного субъекта. Тут не отражение и не выражение доверяются музыкальному звучанию. Капризная баба визжит, пьяный мужик рычит - вот вам и музыкальные начала.
Ответ Италии известен - надругательство над мальчишками-подростками. Голосистых шалунов лет в тринадцать кастрировали. Не забыты имена: Фаринелли, Кафарелли, Писточчи, Маргези, Тендуччи. Их - легион. Без яиц, но всегда сыты, одеты, спокойны. Здоровенный дядя, а верещит ангельским голоском. Искусство кастратов достигало чудовищного совершенства. Могли исполнять партии от баритона до сопрано.
Молодая буржуазия требовала развлечений. Италия выдает первых оперных композиторов. Англия берет дело в коммерческий оборот. Семьи флорентийских, венецианских, римских банкиров пристраивали небольшие залы при виллах, дворцах. Билетов не было. Публика (из приглашенных) немногочисленна. Хозяевам - подарки. В Италии к делу подключилась утратившая святую чистоту церковь. В Риме Папа Урбан YII распорядился воздвигнуть придворный театр, который вмещал три тысячи человек! И это в середине семнадцатого века.
Музыкальный зал, куда пускали простых лондонцев, открыл композитор Джон Банкистер. Заведение распространяло объявления во всех людных местах. Публика любила детище композитора-импресарио. Внутри театра открылась пивная. Алкоголь, закусь и прекрасные кастраты из теплой страны – тоже опера.
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments