Великолепное помещение белого мрамора, украшающего низкие своды. Сами стены - из красного кирпича. Нравится бордовый кирпич. Если заимею апартаменты, то стены будут кирпичные, не оштукатуренные. Исследуют деятельность реформатора Муцухито. Как осмелился юноша убрать власть сегуната и самураев, воплощавших старое крепостническое устройство? Изделия из металла, созданные Отодзиро, Нацуе, Токити, Хирадзука Мохэй служили значительному: многочисленные артели, производившие оружие для самураев, остались не у дел. Придумали: оружейники остались на прежних рабочих местах. Тщательно покрывали тончайшей инкрустацией лезвия боевых мечей, преобразуя грозное оружие в предмет искусства. Металл, дерево, лен, папирус, шелк - вот новое «оружие» Японии. Лак использовался не для покрытия, а нанесенный множеством слоев, прятал под своим покровом изображения цветов, рыб, обезьян, птиц, бабочек. Выставлены вазы мастера Мицумини, воплотившего в металле подкупающе таинственное.
Муцухито правил с 1868 по 1912 год. Японцы противоречивы. На Западе (и в России) собираются отобедать, садятся не в трусах и майке, а в штанах, свитере, рубашке и тапочках и ботинках. Жители страны «восходящего солнца», готовясь к трапезе, раздеваются. Император из защитника, столетиями складывающихся, феодальных устоев превратился в их ниспровергателя: парламент, независимый суд, пресса. Армия - на немецкий манер. Флот, созданный по английским лекалам. Фотографии - черно-белые снимки. Сидят в ряд десятки людей в одинаковых кимоно. У каждого своя «операция». Руководители производства предметов искусства, выпускавшихся на военных мануфактурах: Кодэндзи, Дзюбэй, Ясуюки, Сесука. Кажется: броненосцы отдельно, а декоративные изделия судзурибаке - сами по себе. Но это - едино. Революция Мэйдзи лишь на первый взгляд была мирной. Прошло около сорока лет, и японцы дали «по мозгам» царской России. А потом всеми «четырьмя лапами» увязла в первой Мировой. Смешные синие рыбы, белые осьминоги, зеленые крабы. Вазы, украшенные диковинными птицами и зарослями тростника, шкатулки, притворно «залитые» пестрым сочетанием квадратиков треугольников, не привели благостью к усмирению энергичного народа, зажатого в тисках жесточайших земельных отношений (маленькие островки бесполезных ископаемых), и катастрофического запаздывания в развитии. Жесткая власть монарха. Желаете видеть ненависть японца - взгляните на черную (без листьев) ветку вишни (сакуры), усеянную розовыми соцветиями. «Саби» - слово из синтоизма (красота и естественность). Главное - естественность. Отнести старика умирать в пустынное место - естественно. «Ваби» (также синтоизм) - неприятие вульгарного, привычность обыденного. Довольствуйся малым. «Сибуна» - несовершенство жизни и природы. Явление или вещь не должны быть перегружены красивостью. Оружие (например, кинжал) привлекает внимание функциональностью (закалка металла и острота лезвия). Чашка должна быть удобной, а уж потом красивой. Если «сибуй» - синтоистское понятие, то философия конфуцианства воплотилась в слове «югэн» - ничто не завершено. Хочешь раскрыться полностью – осуществи на две трети. Пустота между изображенным важнее изображенного.