i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Питер. 28 декабря 2016 - 7 января 2017. 37

Революций в искусстве больше, чем в политике. Бунтарей много, а крови нет. Разве чуть-чуть. Идешь в Москве по Варварке. Церковь святого мученика Георгия Победоносца на Псковской горке. Храм - веселый, кривоватый - «слепили» в 1657 году. Трапезная, колокольня, отличная от главного строения, отличаются по архитектуре так же, как церковь Ле Корбюзье от собора Парижской Богоматери. Два инородных тела приляпали друг к другу - вот маленькая революция. Маленькая, а язва. Тронь - кровоточить будет. Живое противоречие. Так по всему телу того, что человек надумал, создал. Среди несоответствий умудряемся жить. Сожмем зубы, соберем волю в кулак - творим. Кто-то творит ради созидания, а получается - разрушал. Разрушающие неожданно выступают созидателями. На стыках противоречивого «пасется» пестрый люд, зарабатывающий, на утилизации сочащейся кровушки. Хлеб материальный, корочка духовная. Лучше, чем уголек в холоде и сырости рубить.
Ницше хорошо приспособляем, утилитарен. Человек - малый атом. Есть лишь слепая судьба (это для человека). Но воля демиурга, в свою очередь, владычествует над судьбой. Человек хотел бы стать демиургом. Чтобы узнать, как это сделать - одолей судьбу. Этика тут не поможет. Добро, зло - для слабых. Есть страшная штука - воля. Возможность, хоть и хилая, пробейся-ка через железный занавес судьбы. Исчезни достойно («загреми под фанфары»). Можно заострить тупой наконечник воли, отточить его на «бруске» знания. Стремление познавать имеет «топливо»: больше знаешь, выше над остальными. Народ задницей чует умника, его презрение. Пытается мимикрировать под «образованного». Чаще слепо мстят, извергая из среды. Издеваются (Шукшин, «Срезал»). Могут и уничтожить («И все-таки она вертится» и всяческие Джордано Бруно).
Умен - значит, одинок. У одиночества нет морали (категория общественная). Разве стыдимся самих себя! На необитаемом острове, года через три, одичаешь, станешь ходить голым. Жестокость алкающей знаний толпы неинтересна. Нет изюминки. Бесчеловечность банальна. К ней привыкают, ею пресыщаются. Словно объедаются пирожным.
Есть новаторы, выпрыгивающие из болота скуки со знаком «плюс» (гении). И со знаком «минус» (маньяки). Добра нет. Есть ни то, ни се. Зовется - власть. Поведение избранных не морально. Эстетика воспитывает в человеке приятие катастрофы. Хаос красивый. Прекрасны развалины. Ницше сказал правду: безнравственный внутренний мир легче всего усваивается толпой. Нужно чуть обмануть болезных. Дали понял мысль о безнравственности и толпе.
Но, где легкость проникновения безнравственности? Он нашел ответ, став реальным лидером сюрреализма: серую банальность нужно столкнуть с еще более бесцветной пошлостью. Разве не пошлы его якобы псевдоакадемические пейзажи морского побережья? Как раз для спален купеческих дочек. Но, не банальны ли новаторские изыски а-ля Дюшан, помещенные в обрамление приторного неба? Человек с деньгами приобрел для юного мальчика картинку, завороженного мастерством живописца. Повесили в детскую, на стенку. Юноша глядел-глядел и рассмотрел нечто чудовищное, что и было главной идеей картины. Страшное, в пошлой упаковке, неизбежно притягивает силой этих вещей: страхом и скукой. Кинематографическое «движение» было преодолено. Полет духа осуществлялся на дурном топливе. Тогда, до второй мировой.
Нынешние пост-модернисты слишком просты, вторичны. Смесь пошлости и ужаса все выжгла, и «двигатель» то и дело глохнет. Ян Фабр - устройство изношенное, тащится еле-еле. Поэтому Дали должен быть на втором этаже, рядом с Босхом, а поденщику Фабру сгодится и этаж под крышей. Невелика птица.
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments