Религия - опиум для народа. Кинематограф - кокаин общества. Ульянов предвидел испытания, что поставит история перед людьми. Необходима компенсация. В России основали мощную фабрику по производству грез. Утверждали, что грезилось народу о добром. На самом деле фантасмагория доброй быть не может. Носовая часть броненосца «Потемкин» не лучше и не хуже отряда кавалеристов ку-клус-клановцев в «Рождении нации» У.Гриффита.
Художникам потребовалась смена методологии. Устремленность должна насытить художественное полотно. Необходима смена методологии. Красной нитью, через живопись Ренессанса, проходила философия Платона. В те времена носителями ее являлись Марсилио, Фичино, Николай Кузанский, Пико делла Мирандола. Тогдашних «олигархов» подход устраивал. Они считались глубокими мыслителями, а кровавых кондотьеров представляли поэтами. Была «изнанка» (Цезарь Борджио - Макиавелли). Однако, Лоренцо Медичи, умирая, вел философские беседы до последнего вздоха. Живописцы, поэты взялись за работу. Появлялись десятки Манифестов (кубизм, Маринетти, 1910 год, зачитал Манифест в Туринском театре).
Отвергались всякие манифесты. Заявлено: академическое искусство, реализм - лживы. В них нет содержания. Не полотна, а «завлекалки». Нужна правда. Жизнь - не приятное приключение. По большей части много такого – лучше бы не видеть. Шокировать сытого буржуа! Футуризм, кубизм, акмеизм, символизм. В «топку» нового швыряли подсобный материал.
Утвердились два художественных метода: дадаизм и сюрреализм. Тут два «монстра»: Марсель Дюшан (познакомил американскую публику с сюром). Анри Бретон - теоретик. Но изначально о новой динамике в рисовании заявили последователи Маринетти: Карло Карра, Луиджи Руссоло, Джакомо Балла, Джино Соверино. Сформулировали правила нового направления: презирать все виды подражания, стремиться к оригинальности; восстать против тирании понятной гармонии и «правильного» вкуса; критиковать искусство бесполезно и вредно; отмена затасканных сюжетов; «безумец» - самый достойный титул; врожденный комплиментаризм, свободный стих, какофония; вселенский динамизм через меняющееся ощущение; искренность, непосредственность в отражении природы. И - самое главное - свет и движение разрушают материальное. Все чувствовали: «жизнь стали, апломба, порыва и скорости». Добавлю: отрицание границ и правил. Нравится мне бьющая по мозгам картина Марселя Дюшана «Переход от девственности к новобрачной». Это только на первый взгляд - нагромождение линий. Даже «Портрет Амбруаза Волара». Пикассо понятнее. А здесь - какая девственница, где здесь женское? Неодолимое чувство - мозги поехали. Внутреннее движение проснулось. Никакому кино подобное чудо не подвластно. Уж на что сложны современные спецэффекты, но до Дюшана, Ханса Арпа, Джона Марина, Макса Эрнста и Курта Швиттерса киношникам, ой как, далеко.