Так и с художественными произведениями. Разглядывая объект, коварно привлекший наше внимание, мы внутренние чувства, настроение, в общем, все «потроха» доверяем эмоциональному воздействию картины, скульптуры, здания, симфонии, оперы. Восторженно кричим: музыка «Лебединого озера» так захватила меня, что я забыл обо всем на свете. Мы отдали свою жизнь во власть Чайковского, Шостаковича, Рембрандта, Веласкеса. Не существует никаких ограничений, кидаемся в океан эстетического, забыв об опасностях. Погрузившись в переживания от художественного явления, можем сломать шею, остаться калекой или вовсе расстаться с жизнью. Нормальные же мужики, не в силах совладать с чувством любви, ревности. Мы едем в чужом «трамвае». Нас можно ловить, ибо на этом поле беззащитны.
Смотрю Жозенн Бонатерра-и-Фрас. Работы: «Деревня», «Пейзаж в Эскальи». Виктор Кайала «Амели вышивает в саду». Жозен Бланки-и-Габаркер «Бульвар Кастель в Фигаросе». Привычный «троллейбус» советской поры. Никакого надрыва и умиления - Амали, что вышивает, не стыдно показать юным девицам из буржуазной семьи. Полотно недурно смотрелось бы над старинным черным пианино с вкрученными в крышку медными подсвечниками. Практически, ничего от Эль Греко и Гойи. Но вот щелкнуло, сломалось. В одно десятилетие все изменилось. Отсутствие смысла. Словно неимоверный жар оплавил мозги. Они растекаются чудовищной кляксой на тонких подпорках. Обмякли циферблаты, здания. Издевательство над хрестоматийными сюжетами: Христос распятый, Тайная вечеря. Древние мифы в полупорнографическом исполнении: Жозен Бланкет-и-Габарнер - ребенок, по сравнению с ровесником Эваристо Вальесом-и-Ровира - «Свет в эвклидовом пространстве». Жуаме Гурре-Брунет - «Магическая композиция», «Сюрреалистическая женщина» (видели бы вы эту «женщину»!). Анжелис Сантос Торреэлья - «Планета земля». Жаума Фигерас-и-Франческо - «Сюрреалистический пейзаж, «Кола-Торта». Ревера «Мандолина».
И только потом Дали. Незаметно, под воздействием магической силы, пересел из ржавого «троллейбуса» в «Антилопу Гну» Козлевича. При этом внимательно всматривался в окна-картины, изображая знатока. И ведь, черти, добрались. Сознание шептало: хороши Амели, сельские пейзажи, натюрморты с хлебом. Но выползал из темных закоулков души восторг перед неведомыми уродами и бессмысленными сюжетами. Мещанин в каждом. Обыватель - силен: «Налетай, торопись, покупай живопись!» Дали - «Секунда до пробуждения». Тигры, оскалившие пасть, изображены так же гладко, как у меня дома. На картине египетская царица разлеглась на львином брюхе. Неведомый мазилка изобразил могучего льва не хуже, чем Дали.