i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Питер. 28 декабря 2016 - 7 января 2017. 32

Человек спешит. Если идет пешком - отвечает за свою безопасность. Замедлит шаг, будет осторожнее по горной или скользкой дороге. Абсолютная безопасность - никуда не ходить. Это - истинный отдых. Обязанности, однако, поднимают человека. Он «заводится» и летит, порой, по опасному жизненному пути без оглядки. Тут-то и может грохнуться. Если, никуда не спеша, он все же ломает шею или ноги - это судьба. В основном, полагается на привходящие обстоятельства - беспокойство за близких, любовное возбуждение, страх, ответственность. Чем сильнее внешнее давление, тем больше опасность увечья. Но этого мало. Отдаваясь внешним обстоятельствам, субъект добровольно превращается в объект (от него ничего не зависит). Вскакивает в автобус, в поезд, в самолет и, влекомый чувствами, навязчивыми идеями, полностью отдает свое здоровье, даже жизнь, незнакомому дяде (пилоту, шоферу, машинисту). Тут - выбор: стоит ли рисковать жизнью ради привходящих обстоятельств? Человек, воспитанный в привычке общественное ставить выше личного, выберет риск - лишь бы быстрее добраться до пункта назначения. Мещанин (хотя бы в душе) предпочтет неподвижность («моя хата с краю»). Лишь материальная выгода и удовольствие могут сдвинуть его с места.
Так и с художественными произведениями. Разглядывая объект, коварно привлекший наше внимание, мы внутренние чувства, настроение, в общем, все «потроха» доверяем эмоциональному воздействию картины, скульптуры, здания, симфонии, оперы. Восторженно кричим: музыка «Лебединого озера» так захватила меня, что я забыл обо всем на свете. Мы отдали свою жизнь во власть Чайковского, Шостаковича, Рембрандта, Веласкеса. Не существует никаких ограничений, кидаемся в океан эстетического, забыв об опасностях. Погрузившись в переживания от художественного явления, можем сломать шею, остаться калекой или вовсе расстаться с жизнью. Нормальные же мужики, не в силах совладать с чувством любви, ревности. Мы едем в чужом «трамвае». Нас можно ловить, ибо на этом поле беззащитны.
Смотрю Жозенн Бонатерра-и-Фрас. Работы: «Деревня», «Пейзаж в Эскальи». Виктор Кайала «Амели вышивает в саду». Жозен Бланки-и-Габаркер «Бульвар Кастель в Фигаросе». Привычный «троллейбус» советской поры. Никакого надрыва и умиления - Амали, что вышивает, не стыдно показать юным девицам из буржуазной семьи. Полотно недурно смотрелось бы над старинным черным пианино с вкрученными в крышку медными подсвечниками. Практически, ничего от Эль Греко и Гойи. Но вот щелкнуло, сломалось. В одно десятилетие все изменилось. Отсутствие смысла. Словно неимоверный жар оплавил мозги. Они растекаются чудовищной кляксой на тонких подпорках. Обмякли циферблаты, здания. Издевательство над хрестоматийными сюжетами: Христос распятый, Тайная вечеря. Древние мифы в полупорнографическом исполнении: Жозен Бланкет-и-Габарнер - ребенок, по сравнению с ровесником Эваристо Вальесом-и-Ровира - «Свет в эвклидовом пространстве». Жуаме Гурре-Брунет - «Магическая композиция», «Сюрреалистическая женщина» (видели бы вы эту «женщину»!). Анжелис Сантос Торреэлья - «Планета земля». Жаума Фигерас-и-Франческо - «Сюрреалистический пейзаж, «Кола-Торта». Ревера «Мандолина».
И только потом Дали. Незаметно, под воздействием магической силы, пересел из ржавого «троллейбуса» в «Антилопу Гну» Козлевича. При этом внимательно всматривался в окна-картины, изображая знатока. И ведь, черти, добрались. Сознание шептало: хороши Амели, сельские пейзажи, натюрморты с хлебом. Но выползал из темных закоулков души восторг перед неведомыми уродами и бессмысленными сюжетами. Мещанин в каждом. Обыватель - силен: «Налетай, торопись, покупай живопись!» Дали - «Секунда до пробуждения». Тигры, оскалившие пасть, изображены так же гладко, как у меня дома. На картине египетская царица разлеглась на львином брюхе. Неведомый мазилка изобразил могучего льва не хуже, чем Дали.
Subscribe

  • Между прочим

    7 мая 2024 года, Ленинград. Эрмитаж. Зимний дворец, Гербовый зал.

  • Между прочим

    7 мая 2024 года, Ленинград. Эрмитаж. Александр Евстафьевич Коцебу, «Победа при Полтаве».

  • Между прочим

    7 мая 2024 года, Ленинград. Эрмитаж. Плита с надписью Саргона II, царя Ассирии.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments