Познакомился с творчеством многих испанцев, удивляясь схожести художественных явлений России и Испании. Четкость линии: Веласкес - Гойя - художники начала двадцатого века. Анжел Плакельес-и-Круаньес «Пейзаж выходного дня», а также «Тоскующий моряк». У Круаньеса проглядываются черты «недоверия» действительности, что так характерно для Дали и Магритта. Это заметно в работах «Луна на берегу моря», «Забытый сон». Позже у Дали появится «Сюрреалистический объект с символическим назначением». А у Круаньеса: «Неведомый пляж», «Обнаружение исчезновения часов», «Ящик с сюрпризом», «Плачущий глаз».
Жоан Менедес-и-Жуальдес: «Пантократор», «Прелюдия», «Галерея в монастыре Вилабартран». Впечатление произвел Мария Баг-и-Минотис с работой «Корзина с хлебом». В Испании силен реализм: Рамон-и-Караминос: «Натюрморт с угрями». Не забыть выдающуюся работу Хуана Нуньеса Фернандеса «Автопортрет». Все просто - лицо, длинные волосы молодого человека, а «бьет» наповал. Вспоминаются знаменитые автопортреты Рафаэля и Дюрера. Но лишь вспоминаются. А так - все иное. Но близко и узнаваемо. Хочется сказать: «Наш парень». Отчего Фернандес не знаменит так же, как «охальник» Дали?
Трудно «выстраивать цепочки», составляющие единый художественный процесс. Разложишь по полочкам, успокоишься, и, вдруг, - такой вот изумительный портрет: торчит «особинкой». Куда его приткнешь? Так рассыпаются единые картины мира, природы, художественных процессов и музыкальных гармоний. И тот же Фернандес: «Гармония». Элисеу Мейдерон-и-Роч создал хорошо узнаваемый, благодаря Сальвадору Дали, вид городка Портльигата. Федерик Марес-и-Деульва «Жалкая фигура». Карлос Ридзаура-и-Казадемен «Материнство» (похоже на Дейнеку). Марита Льявенера-и-Миральес «Кабаньелис». Зигфрид Бурман «Кадакес», «Бык», «Фигура для носовой части корабля». У Бурмана хороша «Осень». Но, у него же - «Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес», «Проекция», «Ночной дозор. Посвящение Рембрандту», «Персонажи» - тут уже очевидный крен в сторону сюрреалистических фантазий.
Дали, при жизни, был активен, а Бурман сидел и рисовал. У художников важна «прижизненная беготня». Как потопаешь, так и полопаешь. Некоторые так «топают» по жизни, что еще многие поколения бездарной родни «лопают». Луис Вайреда-и-Труссон «Портрет Жорди Вайреда». Рамон Пичет Соир «Портрет Анны мари дали». Рафаэль сантос Торрэлья «Портрет Пел Вальеса». Жоаким Бек де Кареда-и-Казозевель «Олива». Мосрене Кайро-и-Саппе «Купальщицы». Антону Казамор д’Эспана «Отдых». Эусеби да Пуч-и-Кониль «Девушка в розовом». Рамон Пичет-и-Жиренос «Парижский бульвар на закате», а также «Монастырь». Создается впечатление волны: вода накатывает - веянье модернизма. А как отступает - вновь возобладают нормальные в привычном восприятии произведения. Силен традиционный, строгий католический взгляд на мир. Хотя уже у Эль Греко - странности в изображении фигур. Про Гойю молчу.