Философы талдычат о прогрессе, но буржуазный прогресс отнюдь не совпадает с развитием искусства, как части общей культуры. В Штатах есть электроэнергия и автомашины, искусство же рухнуло в дикость, ниже пещерных росписей.
Не таков Фабр. Он банки из-под супа не малюет. Он - фигура политическая. Приперевшись в город-герой Ленинград (блокада, подвиг, жертвы), заявляет: «Самый удобный город для моих экспозиций. Раскину свою выставку над улицами и площадями, как два крыла. Ничто не мешает мне». Еще бы! Город-то европейский. Фабр, как жесткий теоретик, на внешний вид - дядька крепкий, не пьющий, похожий на сноровистого мастерового, точно выбрал место сосредоточения своего таланта: сны. Уверен, этот творец, в переломные моменты, встал бы рядом с Габриелем де Аннунцио (писатель), Адольфом Шикельгрубером (художник), Альфредом Розенбергом (художественный критик), портайгеноссе Геббельсом (доктор искусствоведения). Над формой эсэсовцев работали лучшие дизайнеры Германии (Лени Рифеншталь была довольна и Шпеер тоже). Но, если бы Фабр родился пораньше, то не череп и кости символизировали бы гитлеровскую гвардию (мертвая голова - это какое-то детство, «Остров сокровищ»), а одно из чудовищ, пожирающих попугаев и лебедей. Пусть позитивисты боятся снов. Ян Фабр, вооружившись рациональным методом, ринулся в подполье человеческого существования. Из «путешествий» в потемках привозит диковинных созданий, опасных, одним видом убивающих одним видом.
Эстетика не в жесткой связи с действительностью. Времена меняются, и кое-кто из «хозяев мира» догадывается, что жесткая связка необходима. Маркса обвиняют в голом экономизме: ничего не хотел знать о прекрасном и безобразном. Мог бы, при его гениальном уме, «сбацать», по поводу музыки и стихосложения, нечто выдающееся. Не пожелал оттого, что не был истинным революционером. На самом деле он был высшим проявлением либеральной (истинно-свободной) мысли. Известно: расстреляют коммунаров, и тут же появляется когорта пошляков, «размазывающих кашу по тарелке» - мол, прогресс постепенен, не скачкообразен. Истинный революционер, Ницше, пошел дальше настоящего либерала Маркса. Он, преодолев гегелевское начетничество, Адама Смита, Давида Рикардо, Карла Маркса, поднялся до понимания силы и красоты. Его учение - истинная смерть капитала.