Глядя на чудищ, выдуманных Фабром, признался: до киноподелок Сигарева бельгиец не дотягивает. У нас некоторые дела осуществляются по принципу: «заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет». У Сигаревых лбы, видать, каменные. Но есть сны. Люди позитивного склада в область сновидений стараются не лезть. Маркс с Энгельсом и не лезли. Но европейский рационализм не мог не попытаться одолеть и этот мутный океан. Смельчак Фрейд. Начал копаться в мозгах стальным пинцетом трезвомыслия. Многие инициативу подхватили. Возник фрейдо-марксизм. Фромм проплыл в Саргассовом море сновидений в сторону подсознательного дальше учителя. Но проблемы не решил никто. Субчики типа Фабра ответили на мифы про таблицу химических элементов, которую Менделеев увидел во сне, просто: начали выхватывать чудовищ из сонной башки тепленькими, материализуя в болезненных композициях. Вы увидели во сне таблицу, а я монстров.
Фантомы воплощены в доступном для восприятия виде. Вопрос: что полезнее из двух фантазий, а что вреднее? В юности молодой юрист Боннского университета Карл Маркс, начитавшись талантливого поэта-либерала Шиллера, сам писал стихотворения (как и Иосиф Джугашвили, семинарист). Посещал лекции искусствоведов. Особенно интересовался древнегреческой мифологией, изучал древнегреческих и древнеримских поэтов и драматургов. Потом - как отрезало. В частных письмах (а их тысячи) - телефонов не было - «рассыпает» по тексту острые высказывания о литературе, искусстве. Но цельного эстетического учения (как учитель Гегель) мыслитель-революционер не оставил. Эстетика - своеобразная граница между сном и явью. Граница весьма опасная. Гений это чувствовал и не допускал общетеоретического толкования слова «судьба».