i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Питер. 28 декабря 2016 - 7 января 2017. 14

Всякий художник - ярко выраженный Сизиф. Объективность, которой он хочет овладеть, - яркий огонек: видать-то его видно, а обманчив - не ухватишь. Ловят, хватают столетиями. Хотя Платон (скрытый пессимист) учил: стремление человека должно быть направлено на идею и познание, не на обладание. Безумие в стремлении загробастать. Не угасить. В итоге - разбитое корыто. Сколько романов написано на данную тему, а все не успокоятся. Будто бы Платон этого не знал. Безнадежно алчному стремлению обладать всем, в том числе и информацией, знаниями, противопоставляя бесплотное - идею и знания, то есть суррогат обладания.
Фабр, среди художественной мертвечины, хорохорится, следует вслед за Сезанном, перехитрившим со своей горой Сент-Виктуар друзей-импрессионистов. Тихоня-бунтарь. Все хотели видеть мир объективно, а он вознамерился добраться до сути, скрытой за красками. Особый субъективист. А все оттого, что субъект имеет «запутанное» сознание. При этом стремится (если он художник) все изобразить, как есть на самом деле, без эмоциональных и рациональных влияний. А надо дать ответ: откуда у существа, весьма слабенького умственно, такое стремление. Платон считает, что источник в эйдосе. Сезанн скромен. У него лысая голова, вид сельского хозяйчика с трубочкой, оттого и уповает на бесконечно разнообразную природу. Упование на эйдос, на природу, на интуицию - называется стилем.
Нам хватало малого. Поет Бернес про «летящий клин усталый» - соответствует коллективным вкусам, воспитывает их. А когда он же, с блатной интонацией, выдает про «шаланды, полные кефали», то тут же превращается в хулигана. Песня не нашего восприятия.
То же с Вертинским. У того манера. Запевает нечто патриотическое, но рычащий на музыкальных поворотах топорик песню «обстругивает» в иное. Высоцкий из той же оперы: «Друг, оставь покурить! А в ответ - тишина». Но чуждый, выбивающийся из традиции, стиль исполнения распахивает путь в «не наше». Стилистическое столкновение одним человеком, в одном творении, разных начал в постижении мира - это не культура. Это бомба. Опасным продуктом удовлетворились, упиваясь. Видим в рычании про «рай в шалаше» проблеск творческой смелости. Опились отравы, и, пьяные, разломали страну. Враг зря радуется. Пытаются уничтожить лучшее из оставшегося. Мудрят. Когда хлынула реклама, а творчество превратилось в бизнес (попутно сделав из произведений товар, чего так боялся Лев Николаевич), стало дурно. Цветное кино - камера: превратила живопись в потаскушку, бросила в подземелье на выживание. Ее стали превращать в «идею». Повседневность, с банками консервов, оформляли в фигуративную образность. Цель - преодолеть разрыв между творчеством и повседневностью. Но особенно популярны те, кто ничего ни с чем не «соединяет», а концентрируется на собственных средствах: холст, его величина, количество краски. Если один творец воплощает в себе разные стили, то это болото (Хрущев, выставка в Манеже, разносная речь на Пленуме). Но творение живописи из себя самой - это не застой, а катастрофа, «поезд», слетевший с рельс от стремительного движения.
Фабр все же ближе, чем Робер Раушенберг, Марк Ротко. Он упорно катит камень подобно Сизифу. Камень рухнул обратно. Он только начал очередной подъем. Сова, у которой из клюва вьется проволока со словами: «Эй! Какое приятное безумие!», напоминает теток из благотворительных фондов: помогают сухарями, старым тряпьем и жидким супом. Все вокруг рушится. Волонтеры того не понимают. Ян Фабр понимает многое. Но выхода не видит. Свои графические рисунки пишет кровью. Один из них называется: «Жук, напившийся крови Фабра».
Tags: Питер
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments