Мелоццо дельи Амбрози, прозванный Мелоццо де Форли - вот на кого вывели меня прихоти охраны и толпы. В XIY веке предводителей католической церкви загнали в провинциальный Авиньон. Рим обветшал. Данте делал все, что мог: «Развалины стен Рима заслуживают почитания, и земля, на которой стоит город, священнее, чем думают люди». Людям на воздыхания изгнанного флорентийца наплевать.
Мерзость запустения длилась до XY века. Художников в Риме не осталось, и для налаживания культурной жизни тащили художников из различных глухих уголков. Папа Сикст IY позвал из села Форли (уезд назывался Эмилия-Романья) молодого человека по прозвищу де Форли (почти все художники эпохи Возрождения имели клички, как подпольщики-революционеры, типа Ульянова). Парень почувствовал - удача. Рим желает возродить величие, а значит, надо сделать все, чтобы Сикст IY почувствовал себя великим. Кто знает, может, определение Рима как вечного и славного города (затем Константинополь, Москва) было облечено в художественную форму именно Мелоццо де Форли. Живописец заложил основы римской школы живописи на ближайшие два века. Его произведения (которых осталось мало: церкви перестраивали, фрески сшибали) способствовали зарождению стиля рококо.
Идеология творчества Мелоццо дельи Амбрози основывалась на Ветхом Завете. Господь говорил народу: «Да хвалят имя его с ликами, на тимпанах и гуслях да поют Ему, ибо благословит Господь народу своему, прославляет смиренных спасением». В ликах потребна строгость, в сопутствующих персонажах - прелесть, граничащая с дьявольской. Обратился к античности. Четкость линий древнегреческих статуй сумел соединить с придворным лизоблюдством. Статуя, оказавшаяся одетой в разноцветные ткани, развлекалась игрой на музыкальных инструментах. Оркестр ангелов! Красота рая! Правление римских Пап не страшно, а замечательно добро, благословенно. «Музыка небес» - это от Форли.
Роспись купола храма Санти Апостоли «Вознесение Христа», вероятно, было не хуже украшения Сикстинской капеллы. Те, кто видел фреску целиком, оценивают ее, как нечто выдающееся, стоящее особняком ко всему, что на тот момент было создано. Христос Пантократор, вознесшийся на небеса, пронизан византийским началом. Микеланджело, Рафаэль, Корреджо в росписях куполов шли за храмом Санти Апостоли. Остались от шедевра лишь фрагменты. Сшибли три фрески: «Ангел, играющий на виоле», «Ангел, играющий на лютне», еще один крылатый, играющий на лютне же. Очарование существ, осененных золотыми кудрями, потрясало. Божественная сладость образов. Однако, все превращалось в «красивость». И в этом сквозила ложь. А ведь был уже «Мертвый Христос» Андреа Мантеньи.
Comments
В самом крайнем случае - отлов и усыпление через месяц при невостребованности.
Нечего слушать своры истеричного бабья, которому…