Вспомнил, как в Царском Селе, напившись водочки, метался под аркой лицея, орал, порождая эхо, летевшее в Александровский сад: «Сволочи! Все ублюдки! Убили мечту, шептуны. Не могу-у-у…». Кто эти сволочи - бог весть! Много дурости человеческой высвободило нынешнее время. Слабый человек упивается безобразиями. Сдержать мерзость стоит огромных усилий. Греки изобрели ради этого философию, скульптуру, законы архитектуры. Тюрьма - для темных сил. Решетки, железные двери, каменные стены называют прекрасным. Но суть тюрьмы не меняется. Начинает казаться, что зло, законопаченное в темницу, - хорошо. Наделяют и его системой символов. Утверждают, что не нужно этики для эстетики. Зло может быть прекрасным. Оттого англичане с их виски настороженно относятся к матрешкам. Китайцы же дивятся на мужские шотландские юбки. Русские во все «суют» добро. Но лишите матрешку добра - увидим безобразное. Сентиментальность опасна. Те, кто живет без сантиментов, несчастны, но это надежный способ уберечь себя от увечий различного рода. Игрушка, как воплощение зла, используется сочинителями романов-ужасов. Стивен Кинг - «Оно». Зло игрушки незаметно проникает во все щели существования. Электронные игры, блокбастеры, индустрия роботов. Рассуждения на тему «может ли машина стать человеку врагом?» наводит на мысль: близко время, когда игрушка с батарейкой достигнет разрушающей силы интеллекта, лишенного эмоциональных всплесков. Пьяная тетка не нас оскорбляет, а «выталкивает» мертвенную игрушечность. А как боролись с помойкой ненастоящего! Сначала христиане, коммунисты. Не случайно мавзолей Ленина - древний зиккурат. Литература - просто, цельно. «Повесть о настоящем человеке» Полевого: Маресьев - древнегреческий атлет-победитель. Хороша эпическая мощь воина - умирающего галла - явленная Охлопковым в фильме по повести Полевого. Такими «бронебойными средствами» сдерживали дурь (тоже эпическую) русских.
Продолжаем мерзнуть. Ветерок жесток. Пьяную тетку сдуло. Казахские гордецы неподвижны. Мы же переминаемся с ноги на ногу, словно кони в стойле. Очередь притопывает, прихлопывает, шмыгает носами, кашляет. Точно - делать нечего. Колбасы наелись и - в Пинакотеку Ватикана. Могучие охранники в черных бейсболках с эмблемой галереи запускают по пятьдесят человек через каждые 20 минут. Можем не успеть до закрытия. Та же ситуация у владельцев электронных билетов. Немного радуют и их неудобства. М. не выдерживает: «Не могу! Надо искать путь. Есть третий вход - на выставку работ, пожертвованных на заре Советской власти Дальнему Востоку. Там – никого». Туда-то и устремляется брат.