i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Москва. 3-4 декабря 2016 года. 21

Звукозаписывающий аппарат начала века. Черный диск идет под длинный металлический валик. Он тускло поблескивает желтой бронзой, постепенно наползая на ломкий круг. Голос Ильича - совсем не героический, с интеллигентской картавинкой - сохранился отрывками. Не баритон, не бас. Если бы Ульянов Володя пел в хоре, то тенорком - небольшим, мягким. Представляю: волжские луга, хор в белых косоворотках, в третьих рядах несколько молоденьких Володь. Поют: «Однозвучно звенит колокольчик…». А здесь взрослый, с рыжеватой лысеющей головой, тянет вперед бороденку, берет высокие ноты. Треск. Шипенье. Человеческий голос, пташкой, лавирует между падающими со скрежетом, треском, шипением обломками звуков. Фонограммы произведений Моцарта, в исполнении оркестра под управлением Фуртвенглера, аналогично наполнены отголосками давних шипений. Собинов, как и Ленин, со своим чудесным тенором воюет с тьмой беззвучия. Голоса в записях начала века идут изнутри диска. С огромным трудом сокрушают они завесу молчания и говорят, что пением, что речью, о неимоверных усилиях. Хаос звуков, мертвичина глухоты - природные препятствия. Их «пробивает» всякий вещающий. Но как тяжко просверлить хрупкий черный диск! От этого звуки человеческой речи печальнее. Поют частушку, но все равно прощаются.
Экскурсия тянется вдоль макетов, взятых под стеклянные колпаки. Изба с огоньками в окнах. Вот усадьба богачки Морозовой, устроившей в Горках образцово-показательное сельхозпредприятие на западный манер. Много усадеб пожгли, а эту - не тронули. Мрамор-пол «расступился», квадрат выложен бугристой брусчаткой. В нише сумрака - стилизованные белые деревья. Между ветвей - экран плазменного телевизора. Архивные сюжеты: бегут солдаты в шинелях, кузнечиком скачет император Николай II, Ленин идет по Красной площади в распахнутом пальто. А вот - деревянная трибуна, площадь, окруженная зданиями с нечеткими линиями, бушует толпа у возвышения, тычет в небо штыками. Заметно: у Владимира Ильича искаженное от напряжения лицо. Рука, что вцепилась в перила, смяла кепку. Другой рукой оратор энергично машет. Борода клинышком, лыс. Плавно изгибающиеся рельсы, ныряющие в паровозный пар. Как голые стволы деревьев из воды, так из белесого дыма пробиваются фабричные трубы. Ноги, сапоги, истертые на тяжелой работе. Рубахи - грязные, руки - на плечи друг другу. Идут цепочкой, словно в танце, а ступни методично месят бетон. Работяги за края поднимают шпалы. Стыкуют брусья. Медленно сводят их крест-накрест, как дракон расправляет перепончатые крылья. Это рабочие «Волховстроя».
Дама-проводник нажимает кнопку и, пока экран исчезает под потолком, поясняет: «В барском доме - сад. Пойдете - увидите: она выдается на первом этаже полукруглой ротондой. Деревья символизируют природу, столь любимую Ильичом. Продолговатая дверь из стекла приоткрыта. Дальше - тьма. Через зимний сад гроб с телом Владимира Ильича вынесли на мороз, чтобы на плечах нести к станции. Перед смертью вождь читать не мог. Но в периоды, когда болезнь отступала, он любил слушать чтение вслух Надежды Константиновны. Снова и снова просил читать рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». И, оканчивая устный рассказ о жизни великого революционера, по памяти, пожилая дама цитировала то место, где измученный путник видит в нескольких милях корабль. Он знает, что ему не одолеть ничтожное расстояние, но, теряя последние силы, он упорно «бьется» с проклятым пространством. Умирая - жить до последнего…
Большинство, чувствуя приближение смерти, бросаются в пустое поклонение перед богом. Единицы - с удесятеренной энергией цепляются за скалу под названием «жизнь», тратя на это последние силы. В повествовании американца усталого путника бросил товарищ - Билл. Его сожрали волки. Умирающего старателя сначала поджидал медведь, а потом те же волки. Когда увидел корабль «Бедфорд», упавший человек вел последний бой с ослабевшим волком. В битве за выживание, он перегрыз хищнику глотку, напился волчьей крови. И только по этой причине выжил. Усталость поразила Ленина в мозг. Я знаю, в чью волчью глотку он вцепился. Но не скажу. Это - мое.
Tags: Москва
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments