i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Category:

Заметки на ходу (часть 360)

Мрачные коридоры с немецкими живописцами. Симпатична немецкая сумрачность. Странная нация. Пунктуальны до безумия, но трудно найти дурость, сравнимую с немецкими сосисками и пивом. Жирные и ведь, действительно, тупые бюргеры. Вот и живописцы. Да и мало немцев в Эрмитаже. Есть симпатичная мадонна с золотыми яблочками и несколько дебильным младенцем.
Галерея западноевропейского средневековья. Хищное оружие. Сталь и мясо. Что будет с головой человека, если по ней тяпнуть таким вот штурмовым топором? Косточки будут белые, забрызганные кровью и мозгами.
Много французов. Но, кажется их в Зимнем не очень любят. Вот кого в Зимнем обожают, так это итальянцев и голландцев. Испанцы сами виноваты – слишком истовы в католицизме. Такая же солнечная страна, как Италия, а вот, поди ж ты – мрачная истовость в вере – Франсиско де Сурбаран, Рибера.
Эль Греко, с изможденными апостолами Петром и Павлом. Мурильо, Диего Веласкес с портретом графа Оливареса. Антонио Переда и его натюрморт (репродукция этого натюрморта висит над моим рабочим столом).
А вот Франсиско де Гойя в Эрмитаже всего один. Так же, как и Микеланджело. Портрет актрисы хорош.
Главное в Эрмитаже – залы большого просвета. В большом-то основная мощь и слава Зимнего дворца. Там итальянцы.
«Прильнул» к Белотто – «Площадь нового рынка в Дрездене» и к Каналетто – «Прием французского посла в Венеции». Эпоха просвещения и классической механики. Вот он – Торричелли. Вот они, друзья – Бойль и Мариотт. С размахом, по-русски: Веронезе, Джордано, Тьеполо, Гверчино, Корреджо, Тинторетто, Креспи.
Караваджо, «Юноша с лютней». Безумно красиво. Дергаться не надо – просто наслаждайся.
Красота нужна в России. На холод и мрак мы ответим «большим просветом» из солнечных, прекрасных итальянцев. Голландцы, с их харчевнями, пьяными мужиками и обильной дичью. Снейдерс, с охотничьей дичью, огромными рыбинами и гигантскими борзыми. Борзые рвут кабанов. У кабанов налитые кровью глаза.
Интересные люди голландцы. Корявые, нетрезвые деревни, как у Брейгелей – отца и сына. Ничего сложного – «Охотники на снегу». Но за простотой сюжета что-то есть. Это «что-то» светится. В зале Рембрандта, среди богатого собрания (в Зимнем так много итальянцев и фламандцев-голландцев-нидерландцев – остались ли еще на родине их картины, или их всех скупили русские цари?), я снова стал сам себе чужой, как возле скульптуры Микеланджело. Свет шел от рембрандтовских стариков и старух, от пьеты и, конечно же, от «Возвращения блудного сына». Отец, обнявший нищего голодранца. Главное – глаза старика, обнимающего сына, сострадательны. Пустота Вселенной, вдруг отразившейся сквозь глаза, превратилась в бездну. Пустота оживает, приходя через взгляд. И вот милость, сострадание, расширяющиеся до размеров Вселенной.
«Живая пустота» забирала меня. Мне оставалось подчиниться этому зову и плыть, исчезать в неведомом величии.
У Рембрандта, в отличие от Микеланджело, призыв бесконечности светился не столь агрессивно. Все мягче, спокойнее и… безнадежнее. У Микеланджело постоянный призыв. Человечка к чему-то звали. У Рембрандта (вот где они, деревни и харчевни) никто никуда не зовет. Лучшее – это глаза стариков на портретах мастера. Жалость дряхлого старца к нерадивому чаду.
«Даная» Рембрандта. Нервный идиот добрался до голой бабы. Что, в Эрмитаже мало изображений голых? «Даная»-то - не очень. Толстушка. Саския. Жена, у которой были денежки, пользуясь которыми, Рембрандт и имел возможность упражняться с таинственными тенями.
Служанка открыла увядающую красоту. Кому? Богу Зевсу? Какой-то еле различимый отблеск – бледный, вроде бы, золотистый, падает сбоку. Это громовержец? Куда смотрит Даная? Прикрывается рукой. Смотрит туда, откуда светит. Испуга нет, а есть тень вины. Поднятая вверх рука – это не жест тревоги. Грустное, нежное расставание. Уже был. И ушел. Или улетел. Все неопределенно. Тень – не тень. Красота – не красота. Тетушка обнажена, но лучше бы не раздевалась вовсе.
Tags: Заметки на ходу
Subscribe

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 104

    Распрощались с матерью. У В. - рюкзак. В него сложили еду, бутылки с квасом. Себе оставил рюкзак пустой, легкий. В. никогда не возмущается подобным.…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 103

    Снились люди. Крым, Сочи - неясно. Просто пальмы, стрекочут цикады. Жарко. Вечереет. Окружили меня. Небольшую толпу возглавляет крикливая тетка в…

  • Питер. 2 - 7 мая 2017. 102

    У станции «Петроградская» легкое столпотворение. Хотя половина одиннадцатого вечера. Впечатление: вываливаются из Супермаркета, расположенного на…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments