i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Categories:

Москва. 27-29 октября 2016 года. 27

Средневековая готика соотносится с базовыми началами культуры: собор, книжная иллюстрация и роспись по штукатурке. Средневековое мировоззрение - христианство. Люди безграмотны. Воспитывали картинами. Нутро христианства. Оттого Христос длинноволосый, красивый. Мыслили образами (свет и тьма). Искали причину невозможности самоопределиться стопроцентно и, главное, не обретение Бога, а путь к Богу. Общество разделялось экономически, а оформлялось разделение в предпочтениях. Безграмотному - картинка в книжке. Грамотному - и картинка, и текст. Всем вместе - собор. Западный человек воспитывался видовым рядом.
У восточных славян православие, разбавленное язычеством. Бог - сразу, а «восхождение» отсутствует. Несколько архитектурных направлений. Веселая сумятица в постройках. Церковь в Пыжах изнутри настолько же скромна, насколько соблазнительна снаружи. Белые стены, полукруглые своды. В толстые бока вдавлены неровные столбики. Икон мало. Фрагменты внутреннего убранства (кривоватые колонны) белы и «пьяны». Шатаются вместе с поставцами. Вылетели бы из ниш, пустились бы в пляс, но солидные стены, круглые своды не пускают. Иконостас темно-желтый, крепко сбит, приземист. Все детали украшений подпирает снизу. Серый каменный пол. Старушка соскребает воск от прогоревших свечек. Гундит поп, читая из Псалтири. Книга на подставке, укрытой темно-синим покрывалом с серебряным шитьем. Покойный храм. Из узких окон-бойниц - снопы света.
На человеке две нагрузки: менять себя самого (в лучшую, в худшую стороны - все равно усилие). Самый спокойный человек в аморфном состоянии не проживет: либо вниз, либо вверх. И - дьявольское желание изменить других (а здесь осознание, насколько тяжелая эта затея). Человечек изнашивается.
В храмах сиживаю, отдыхая. Лавочки вдоль стен. Сел в уголок. Чувствую - беспокойные мысли истекают, стремятся мимо черной люстры к купольным окошкам. Стиль строения - московский, окский, коренной. Отсутствие роскоши дополняется деревянными (в рост человека) скульптурами. Святые, Евангелисты, Иоанн, сам Христос. Пустые, выпуклые глаза.
Достал из рюкзака еще одну рекламку, прихваченную в Пушкинском музее. Оказывается, Сбербанк оплатил выставку Пиранези. Некто Кошляков (отвечает в Сбербанке за современность) постарался собрать всех, кто испытал влияние итальянца - от Екатерины Великой до авангардистов. Нидерландские интерьеры показаны также за деньги Сбербанка. Выставка «Искусство жить» состоит из одиннадцати картин Золотого века этой страны. Также посуда, мебель, предметы быта. 26 городов участвуют в проекте, а ни одного крымского города нет. Руководство банка не торопится начать работу на полуострове. Многие нефтяные компании поспешили убраться из Крыма. В Симферополе мне говорили: боятся санкций американцев. Если так - неудобно: простому народу - исконный патриотизм, а олигархату - возможность трусить перед америкашками и поступать, исходя из денежного расчета.
Представил лицо Грефа. Благовоспитанный дерзкий слуга при богатом господине. Чувство покоя начало стремительно улетучиваться. Греф, Алекперов, прочие, «толпою жадною стоящие у трона», воплощают ницшеанскую доктрину толпы и господ в полной мере. Я, конечно же, толпа. Чувство неприятия «элиты». Ницше признавал полезность Христа для толпы. Сам - атеист. Христос - уравнитель, махровый социалист. Церковь - корабль, берет на борт всех. Тогда что же делают в храмах «практикующие» атеисты? Я - не верю, но и по службам не болтаюсь со свечками. Церкви - объекты искусства, место отдохновения. Храм, особенно русский, должен быть пуст. В России церкви и без того утяжелены различного рода невнятностями (в том числе, архитектурного свойства). Черт знает что - то ли «пресный хлеб» (Соловецкий монастырь), то ли тульский пряник (Храм Спаса на крови).
Вышел в боковую дверь. Обошел здание (круглый пристрой, возведенный уже в XYIII веке). Направился в Третьяковскую галерею. У метро, на площади, окруженной домами, стоял хулиганистого вида пожилой дядька в одиночном пикете. На шее надпись на листе ватмана: «Я за демократическую революцию». Метрах в пятидесяти группа граждан снимает «революционера» на видео. Рядом с ними - ОМОН.
Tags: Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments