Голландия XYII века - расцвет. История разных стран, народов не может развиваться плавно. Человек счастлив, а потом «обломы», и вот человек «сбился» с круга. Некоторым странам комфортно в XYII веке (голландцы, если бы их воля, так бы и кайфовали в золотой купельке четырехсотлетней давности. Но их время - к закату). В Штатах было недурно в пятидесятые годы прошлого века. «Покайфовали» - и хватит. Как в «Золушке»: «Ваше время истекло».
Тут - уровни. Россия живет на другом «этаже», нежели Америка или Англия. У нее не было «золотого века». Вечно «черные огарки» наподобие меня. Жить бы спокойно – так нет: вопросы, сомнения, все попробовать самому. В итоге - два пальца в розетку, инвалидность.
Про Пиранези рассказывают по темам. И лекции по нескольку раз в день. Каждая выставка, как в вату обернутая елочная игрушка, в лекциях, семинарах, кинофильмах. До и после. Италия - Россия. XYIII век - XXI век. «Пиранези глазами архитектора». Выступает с докладом архитектор Чобан из Берлина. Или: «Техника гравюры», «Меццо-тинто» - Потвинова, с.н.с., отдел графики. Под Пиранези концерты, там же, на Волхонке: «Очарованные Италией», например. За роялем Черникова. Дурсинева и Зеленская поют сочинения Верди, Пуччини, Леонкавалло, Чима, Понкьелли, Респиги. Закрыл глаза, представил: сижу под копией Давида Микеланджело, слушаю Верди. Хорошо же, черт возьми!
Вытащил из рюкзака огромное яблоко. Поскольку в церкви никого, а акустика прекрасная, слышно, какой хруст идет из моего уголка. Словно доски ломают. Говорю же: огарок с мутными мыслями. Пораженный звуками пожираемого плода, принялся пить из бутылки. Глотки большие, и слышно, как клокочет вода, проталкиваемая в горло. А ведь готова ежедневная лекция: «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции». В качестве мягкой «подстилки» под Марке - концерт. Исполнители из Консерватории. Онегер, Крэспо, Линн, Равель. Все верно: Молипьеро или Легар позднему импрессионисту не подошли бы никак. Каким «внутренним ухом» и «скрытым глазом» определяем это несоответствие и близость художника к Крэспо?