Шаркая ботинками, бреду по лысой аллее. Раньше сияли колоннами и сталинскими «излишествами» рестораны, павильоны. Имелся гараж для парковой техники. Сейчас снесли. Но не до конца. В одном месте можно снимать эпизод фильма «после бомбежки»: выглядывает красный кирпич, болтается чудом уцелевшая штукатурка. В диких местах расположены здания музеев современного искусства. По сути, издевательство: заброшенные фабрики, заводы, стертые с лица земли гаражи. Где-то здесь искомый музей, возведенный на не до конца убранных обломках. Вымороченная культура – в выставочном комплексе. Люблю издательство «Гараж»: дало возможность познакомиться с сочинениями Бодриара, Жиля Делеза. Фундаментальный труд Делеза о кинематографе очень понравился. Мужик - не дурак.
Коричневые корпуса, похожие на ангары. Возле одного трепещут белые флаги с надписью «Зеленая школа». Ватерклозет хорошо обозначен белыми буквами. Думал, инсталляция, зашел - настоящий. Вот где нужно было стирать рубаху и сушить под аппаратом «Бош». Но одежда, как и предрекали, почти высохла.
Следующий ангар располагался на значительном удалении. До него - бетонная дорожка, пальмы в кадках. Захудалая латиноамериканская картинка. Основной пакгауз прост, безобразен - коробка, обшитая гофрированным железом, нижний этаж из стекла. Явно не фотомастерская Нодара на Бульваре капуцинов. Недоброе предчувствие: не увидеть мне в металлической коробке «Впечатление. Восход солнца». Леруа в «Le charivari» обозвал ребят экспрессионистами. Я назову местных половиной термина: «сионисты».
Караваджо изобрел светотень. Моне и Мане сделали свет и тень главными персонажами творчества. Бодлер пришел к Делакруа, рассматривал «Резню на Хиосе» (у академиков главным «героем» была смерть, в красивой упаковке мифа). Сказал: «Рисовать нужно так, чтобы при переворачивании картины вверх ногами впечатление не изменилось». «Восхождение» Моне (вместе с Руанским собором и вестминстерскими аббатствами) не просто можно, а нужно переворачивать, как советовал Бодлер: ничего не изменится в восприятии. А все Мишель Шеврель с книжкой «О законе симультанного контраста цветов». Цвета нужно смешивать «внутри глаза», а не до восприятия. Перец, помидоры, лук, огурцы. Ложка одного, другого, третьего, сметанка, жуй, «готовь» салат во рту. Так и с цветом у импрессионистов. Художники этого направления произвели революцию - они изменили стиль. Вещь серьезная. Не случайно хитрые диссиденты говаривали: у нас с Советской властью расхождения чисто стилистические. А каков разрушительный эффект! Моне с картинками появился во время французско-германской войны и Коммуны. Кровища – это одно, невоздержанность в обращении с цветом - другое. Импрессионизм легок, как смерть во сне (кстати, Жанна Самари умерла молодой). Революция мазка - еще одно достижение.