i_molyakov (i_molyakov) wrote,
i_molyakov
i_molyakov

Москва. 25-28 июня 2016. 23

У алхимических реторт задаются вопросом: «Христос и Теофраст Парацельс». Вернее: Никола Фламель и Сын Божий, с опасным противопоставлением - бог ли Иисус или человек. Алхимики «шифровались». И, хотя Фламеля ставили (Виктор Гюго) в один ряд с Аверроэсом и Гийомом Парижским, жил ли этот автор со своей супругой Перкелль Лета рядом с Кладбищем Невинных - загадка. Будто бы в 1330 году в городишке Понтуаз он и появился на свет в бедной семье. В мировой литературе известны три знаменитых алхимических трактата: «Иероглифические фигуры», «Краткое изложение философии», «Книга прачек» (стирать наносное с белого, которое и есть истина). Написаны они в конце XYII века. Кто-то хитрый выдумал и Фламеля, его жену, путешествие в Сантьяго-де-Компостелу, встречу с евреем Кангесом, таинственную книгу на пергаменте, будто бы приобретенную за два флорина неким парижским нотариусом. Он, вероятно, и был тот, кто скрывался под именем Фламель. Не только заверял документы, но и учил знатных французов ставить подпись под документами.
Большинство дворян, приехавших в Париж, безграмотны. Сей стряпчий тайно (признаться в невежестве было стыдно) обучал представителей элиты письму, чтению, счету. Грамотность - товар. Торговля шла бойко за неплохие деньги. Точно сказать, кто создал «Иероглифические фигуры», затруднительно, но рецепты превращения ртути в золото и обретение «философского камня» в этих произведениях описывались подробно. Если бы автор был обнаружен, попы-лицемеры поджарили бы охальника. Чего боялись ревнители веры? Из-за боязни наказания смелые идеи средневековых мыслителей скрывались под толстым слоем псевдохристианских размышлений. Во второй главе «фигур» автор долго размышляет, почему одежда святого Павла бело-желтого цвета, а святой Петр - в желто-красном. Словоблудие изощренно подводит цветовые аллюзии к цвету химических веществ. Ангелы у Фламеля оранжевые. Псевдоученые рассуждения незаметно вводят в обиход вполне научные термины. Глава, о которой речь, называется «Философские интерпретации в соответствии с магистериями Гермеса». Глава 3 - «Два дракона цвета черного, синего и желтоватого, как поле». Глава 4 - «О мужчине и женщине, одетых в оранжевые одежды, на синем и лазурном поле, и о надписях на их лентах». И так далее. Одним словом: «Хвала во веки веков Богу».
Что же скрыто под жирным слоем религиозных расшаркиваний? «Камень теперь завершен, - с удовлетворением заявляет Фламель, - по всем правилам и меркам, и теперь он…пожирает все чисто металлические природные субстанции, превращая их в свою истинную субстанцию, в истинное и чистейшее золото, более чистое, чем то, что добывается на лучших приисках. Кроме того, он теперь способен унести человека из этой долины горестей, то есть прочь от неудобств бедности и болезней». Излагать сложную технологию изготовления философского камня нудно, тем более, что многие сведения зашифрованы, и до сих пор энтузиасты бьются над разгадками некоторых из них. Но: не Бог, а камень (результат человеческого творчества) способен привести человека к вечной жизни в раю. Технологические процессы изготовления искомого к божьей воле не имеют отношения. Все произведенное есть результат последовательных человеческих усилий. Рождается понятие «технологии» изготовления.
Практика. Поговаривают, что Николя прожил с супругой не одну сотню лет, приняв красный порошок (в таком виде - порошкообразном - Фламель получил чудо-камень), оттого, что действие его испытали на самих себе. Бог у средневековых мудрецов, как бы ни «пыжились» отцы церкви, - существо не главное. Что-то вроде английской королевы. В «Кратком изложении философии» Фламель вообще герой: «Я истинно скажу: Меркурий,/ Коль на него воздействовать огнем,/ Когда он помещен в сосуд,/ А тот - на свое место в печи,/ От жара грубого и внешнего/ Почувствует в себе/ Огонь естественный,/ Сокрытый глубоко внутри./ Так, если хочешь наблюдать/ Вещь истинную, огнем обычным,/ Известным как растительный,/ нагрей сосуд, и жар его/ В Меркурии разбудит жар природный».
Алхимия не только практика, производственный процесс, технология, не откровение, а обучение. Первичная роль человека-творца. Опыты средневековых химиков хранят в себе античные знания, лучшие достижения язычества. В эпоху Возрождения интерес к античности возник не сам по себе, но подпитан их творческой деятельностью. Она включала в себя суровый опыт обращения с огнем. Исследовательская деятельность Леонардо да Винчи возникла не на пустом месте. Веками подпольно мыслили искатели искусственного золота. Соблазн вечной жизни, даруемой не потусторонними силами, а человеком. Проблема для биологии актуальна до сих пор. Вот, что разбудило христианское миротворчество в истории мысли. Золото высшего качеств. «Используй его для добрых целей. Таким образом ты, дорогой племянник, станешь намного богаче всех королей… Золото лучше изготавливать понемногу, соблюдая осторожность и не говоря никому ни слова», - завещал миротворец Николя Фламель.
Tags: Москва
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments