Перед входом выставка скульптора, академика Александра Бурчанова. Как становятся академиками? Заумные творения художника приметил у входа в музей: узкая ступня, будто срубленная выше щиколотки, размером в два человеческих роста. В ноге проделан глаз. Интерпретация: мудрая нога, видит, кого пнуть. Или: подошва ноги контактирует с почвой и из нее черпает силу. Может быть, символ фантомной боли - ногу отрубили, но пустота болит, и это видно. Эротика: чешут пятки, им хорошо, и кое-что запретное становится видно. Мировоззренческое: мир поставлен с ног на голову, и ноги правильнее воспринимают мир, чем голова.
До Бурчанова-академика - скульптурная группа из белого гипса: «Ламарк с дочерьми». Современный же лепила не вдохновил. Лучше бы создавал портреты, а не мучил зрителя намеками, аллегориями, хитрыми штучками. Неплохая работа: «Девушка во сне». Или химера - небольшая чугунная штучка, действительно безобразная. Работ маслом нет. Гравюры откровенно слабые или традиционные: длинноволосая девица трется лицом о ласковую лошадиную морду.
В зале, слева, - про тотемизмы. Кровная связь рода-племени и медведя гризли. Или крокодила. Развивающийся мозг - машинка, постоянно воспроизводящая противоречия. Убьет мужчина мамонта. Нет бы жрать парное мясо, а он пребывает в страхе - идеальный мамонт отомстит. Мамонта-призрака никто не видел, но задобрить зверюгу нужно: вдруг подденет прозрачным бивнем. Человек не дошел еще до страха перед самим собой. Это сейчас особь ужасается на самое себя, что явлено в различных формах, зовется цивилизацией. Есть трусливые люди. У них тотем - не саблезубый тигр, а растения. Наивные считали: высшая форма задабривания - дать понять белоголовому орлану, что он и есть прародитель полуголых плясунов, скачущих вокруг костра. Российские нивхи, проживающие на реке Амур, уверены: они - от медведя. Направо, за толстыми стеклами, материальные свидетельства тотемных верований Древнего Востока, Египта, Месопотамии. По времени привязанности на первом месте - псы. Потом кошки. Обожествляли кошек египтяне, изображали стройных девушек с кошачьими головами. Глиняные, алебастровые, гипсовые изображения мурлык поражают своей утонченностью. Индия - коровы, особенно - петухи. Наука - вещь не столько мыслительная, сколько практическая. Наблюдали крокодилов, буйволов, кошек, петухов - рычащий, мычащий, кудахтающий мир. Сравнивали свой способ размножения и братьев наших меньших. Какие травы поглощают больные собаки? Сломал ногу буйвол - а как срослось? Робкие медицинские опыты производили над млекопитающими, удачный опыт от лошадей переносили в человеческую среду. Случались гениальные врачи, способные без медицинских инструментов ставить диагнозы, врачевать. На стенах - портреты легендарных целителей. Они же и биологи. Аристотель - родоначальник. Некоторые гипотезы грека нашли подтверждение две тысячи лет спустя. Труженик был потрясающий. До всего было дело. Фигуры подобного масштаба появлялись лишь в эпоху Возрождения (Да Винчи).
Аристотель описал 500 видов животных. Его ученик Теофраст занимался не просто ботаникой. Его интересовали съедобные злаки. Некоторые улучшенные виды ему удалось создать. Практики Рима склонялись к хирургии и врачеванию ран. Армия, войны, полковые лекари, походные больницы. Вызнавали - как лечить? Язычники не боялись расчленять трупы во время занятий. Каждую жилку рассматривали, описывали. Клавдий Гален - родоначальник анатомии (которую боятся студенты до сих пор). Чего удивляться, если до сих пор режут кроликов, собак, вскрывают черепа обезьянам! Именно Гален исследовал костную, мышечную, кровеносную, половую системы животных, замечал сходство в строении всех млекопитающих. Он описывал благотворные свойства - нет, не крови. Всем животным, прежде всего человеку, необходимо молоко.